23 июня 2004 года. Российских олигархов волнует следующая проблема. Небольшой круг людей, владеющих предприятиями, на долю которых приходится более четверти промышленного производства, занят тем, чтобы стеной слов отгородиться от сидящего в тюрьме олигарха Михаила Ходорковского, чья компания оказалась в осаде и должна уплатить недоимки по налогам в размере 3,4 млрд. долл. США.
Ни один из их числа не выказал никакой поддержки и не сказал даже доброго слова в адрес опального магната. Самым последним критиком г-на Ходорковского стал Владимир Потанин, председатель компании "Интеррос", который даже высказал мнение, что г-н Ходорковский не выполнил своего долга перед инвесторами, бесшабашно увлекшись политической карьерой в ущерб компании ЮКОС.
"Разве сделал бы нечто подобное глава "British Petroleum" (BP) лорд Браун из Мэдингли (Lord Browne of Madingley)?" - вопрошает г-н Потанин. Разумеется, нет, и у него для этого есть основания. О главенстве закона в России много говорят те, кто опасается - и надо сказать, не без оснований - что против г-на Ходорковского применяют силу закона в произвольной манере.
К сожалению, сами олигархи в своем обращении с миноритарными акционерами в прошлом именно таким образом распоряжались своей властью. Они, в большинстве своем, исправились и теперь могут, как самые лучшие из бизнесменов, изрекать банальности о корпоративном управлении. Однако для россиян в целом подобные различия имеют чисто теоретическое значение.
Хаос и разброд в вопросах регулирования бизнеса весьма на руку тем, кто способен их использовать себе во благо, однако слабых он пугает и является для них нежелательным. И вот теперь президент Владимир Путин на ходу устанавливает новые правила игры для олигархов, и они понимают, что их позиции стали как более слабыми, так и менее приятными.