Москва, 22 июня - Во вторник вооруженные до зубов партизаны из Чечни атаковали в соседнем регионе объекты, принадлежащие федеральным и местным органам власти. В результате разгоревшегося боя погибли не менее 57 человек - это стало самой кровавой вылазкой боевиков за пределы Чечни за последние 5 лет. В ходе скоординированного ночного нападения от 100 до 200 боевиков обстреляли из автоматического оружия и гранатометов ряд объектов в трех городах и селах Ингушетии, а затем исчезли так же внезапно, как и появились. Среди погибших - исполняющий обязанности министра внутренних дел республики, убитый в собственной машине по пути в здание министерства, два прокурора и сотрудник ООН.
Президент Владимир Путин вылетел в Ингушетию, чтобы лично оценить ситуацию в пострадавшем регионе, и приказал ввести туда дополнительную воинскую часть для восстановления порядка и помощи в поимке нападавших. Их "нужно искать и уничтожить, - заявил президент в Кремле перед телекамерами до того, как отправиться в Ингушетию. - Кого можно взять - нужно взять живыми и предать суду".
Эти нападения в очередной раз ставят под вопрос попытки Путина показать, что чеченский конфликт, продолжающийся уже десять лет, в основном завершен, и его усилия по восстановлению стабильности в регионе. Неспособные противостоять превосходящим силам России на поле боя, чеченские мятежники все больше переходят к тактике терактов с использованием смертников на юге России, да и в самой Москве. В мае в результате взрыва, организованного на футбольном стадионе в чеченской столице Грозном во время парада, погиб союзник Кремля - президент Чечни Ахмад Кадыров.
На этот раз, впервые за последние 20 месяцев, чеченские силы сопротивления продемонстрировали свою способность осуществить довольно масштабное нападение на Ингушетию, которую они относительно недавно начали превращать в новый театр военных действий. Война постепенно распространяется на территорию Ингушетии: свидетельствами тому являются нападения партизанских групп, отдельные авианалеты, похищения и неудачное покушение на избранного главу региона, имевшее место в апреле.
Российские официальные лица связывают нападение боевиков во вторник с деятельностью исламских экстремистов по всему миру. "Оно показывает, что между терактами, организуемыми в разных странах и регионах, существует логическая связь, - заявил в интервью, которое он дал в Кремле, советник Путина по национальной безопасности Игорь Иванов [так в тексте. На самом деле Игорь Иванов занимает пост секретаря Совета безопасности РФ - прим. перев.]. - Их цель - дестабилизировать ситуацию, спровоцировать власти на определенные шаги, которые в дальнейшем могут быть использованы для оправдания их действий".
Местные жители, выбравшись из подвалов, где они провели ночь, прислушиваясь к выстрелам и взрывам, выражают опасение, что теперь война уж точно пришла в их республику.
"В последние недели ситуация в Ингушетии резко ухудшалась, - заявила в телефонном интервью из Назрани, крупнейшего города Ингушетии, Екатерина Сокирянская, активистка московской правозащитной группы "Мемориал". - Но никто не ожидал подобного нападения. Люди напуганы. Очевидно, что война уже распространилась на территорию Ингушетии".
"Здесь будет то же самое, что и в Чечне, - говорит Арсен Сакалов, координатор по Ингушетии из другой правозащитной организации - "Инициатива за правосудие в Чечне". - Это был только первый шаг. Террористы только "пробовали температуру воды"".
Этот набег напоминает вторжение чеченских партизан в соседний Дагестан в августе 1999 г. Тот случай спровоцировал российские власти на начало второго наступления против Чечни за последнее десятилетие и способствовал приходу Путина к власти - сначала в качестве премьер-министра, а затем и президента. Но на этот раз нападающие не стремились к захвату территории - их целью было нанести удар по правоохранительным органам.
По словам местных жителей и официальных лиц, Назрань, а также селения Карабулак и Слепцовское, подверглись нападению в понедельник, примерно в 10:45 вечера. В 3 утра столкновения еще продолжались. "Сначала мы подумали, что это фейерверк, - говорит Сокирянская. - Мы решили, что кто-нибудь празднует свадьбу, или что-то в этом роде. Но стрельба становилась все громче, и тогда все перепугались и погасили свет. В воздухе стоял сильный запах пороха".
Партизаны захватили несколько блок-постов и начали останавливать машины, выдавая себя за милиционеров. Когда на один из блок-постов прибыл высокопоставленный прокурорский работник, они, по рассказам нескольких жителей региона, потребовали, чтобы он предъявил документы. Когда тот показал удостоверение, партизаны застрелили его.
По сообщениям официальных лиц, и.о. министра иностранных дел республики Абукар Костоев и его заместитель были также расстреляны прямо в машинах, когда они направлялись к зданию министерства после начала атаки.
"Эти люди - не борцы за свободу, - заявил Алексей Байгушкин, официальный представитель республиканского управления Федеральной службы безопасности. - Они обычные бандиты". По его словам, тела убитых офицеров ФСБ были обезображены. Нападавшие "убивали без всякой пощады".
Как заявил Байгушкин в интервью, часть партизан переоделась в форму федеральных войск и провела в одной из ингушских деревень собственную "зачистку", изображая российских солдат, которые в ходе подобных операций захватывают гражданских лиц, зачастую подвергая их пыткам или убивая. Однако вместо гражданских жителей, партизаны, по словам Байгушкина, обходили дома, проверяя у людей документы и забирая всех, кто имел какое-то отношение к правоохранительным органам. Другие напали на арсенал, захватили оружие, и вывезли его на трех грузовиках.
Хотя, как сообщается, партизанам удалось захватить часть здания министерства внутренних дел в Назрани, 15 сотрудников министерства, по словам официальных лиц, в течение шести часов вели с ними бой, не позволяя освободить содержащихся в камерах заключенных, пока нападавшие не отступили.
Ранним утром на территорию Ингушетии вошла мощная колонна бронетехники и грузовиков с солдатами. Путин приказал разместить в Назрани полк внутренних войск и подверг критике подчиненных. "Судя по всему, что здесь происходит, - заявил он по прибытии в Ингушетию, - федеральная власть приняла недостаточно мер, чтобы стабилизировать ситуацию в республике".
По данным властей из общего числа погибших 47 человек были милиционерами, работниками прокуратуры и других органов безопасности. Сообщается лишь о двух убитых боевиках. Остальные жертвы - мирные жители. По словам официальных лиц, еще как минимум 60 человек получили ранения. Во вторник утром, когда бои уже прекратились, на улицах еще оставались трупы, сожженные БТРы и автомобили.
По данным официальных лиц, среди партизан были чеченцы, ингуши и русские; некоторые предполагают, что в нападении участвовали и несколько боевиков-арабов. Недавно чеченский командующий Аслан Масхадов предупредил, что мятежники намерены провести новые боевые операции, но, как заявил в интервью одной российской радиостанции его представитель Ахмед Закаев, за последними нападениями стоит не Масхадов. Как подозревают российские официальные лица, руководителем операции, возможно, является полевой командир Шамиль Басаев, организовавший вторжение в Дагестан в 1999 г.