Вчера инженеры из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США заявили, что, несмотря на разногласия по поводу использования российского оборудования, грозившие однодневной задержкой, Соединенные Штаты и Россия на этой неделе продолжат сложные и беспрецедентные выходы в открытый космос с международной космической станции.
Выход в открытый космос для замены вышедшего из строя реле будут осуществлять командир экипажа россиянин Геннадий Падалка и космонавт-исследователь американец Майк Финке. Американский астронавт во время выхода впервые будет использовать скафандр российского производства.
Управление действиями космонавта и астронавта во время шестичасового выхода будет осуществляться частично российским ЦУП и частично специалистами НАСА из Хьюстона на двух языках. Россиянин и американец для ремонта должны будут совершить длинный переход из российской части станции в американскую. В определенные моменты они могут быть вне зоны радиосвязи. В связи с этим космонавты могут по мере необходимости использовать сигналы руками или выходить в заранее определенную "точку встречи" для возобновления переговоров с наземными диспетчерами и друг с другом.
Этот выход будет вторым в истории американской космонавтики, когда астронавт работает в открытом космосе без помощника, контролирующего его действия из космического корабля. Первый такой выход, состоявшийся в феврале, был завершен преждевременно, когда в одном из российских скафандров отказала система охлаждения.
Выход в космос начали планировать еще два месяца назад, поскольку неисправность реле вызвала отключение одного из четырех главных гироскопов орбитальной станции. Немного раньше уже возникали проблемы с гироскопами, когда станция оставалась только с двумя в рабочем состоянии. Два гироскопа - это минимум, необходимый для правильной ориентировки орбитальной лаборатории.
Если выйдет из строя еще один гироскоп, диспетчеры все равно смогут регулировать положение станции, используя реактивные двигатели малой тяги. Однако руководитель полета Джон Карри, отвечающий за выход в космос, заявил на пресс-конференции: "Мы не хотим, чтобы двигатели давали выхлоп". Дело в том, что в результате сгорания топлива двигателя малой тяги образуются токсичные выбросы, которые в случае оседания на поверхности скафандра могут попасть внутрь космической станции и создать угрозу для экипажа.
Выход в космос запланирован на 5:50 восточноевропейского времени в четверг. Он должен продлиться 6 часов.
В понедельник казалось, что выход будет отложен из-за "переговоров" с российской стороной, которые, по словам менеджера международной космической станции по вопросам интеграции и выполнения работ Майкла Сафредини, должны были определить компенсацию для выплаты России за использование ее оборудования.
В меморандуме о взаимопонимании, подписанном США и Россией в 1998 году, устанавливаются правила "бартерного обмена" за услуги, предоставляемые космической станции каждой из сторон. "Мы провели переговоры о том, какую компенсацию предоставить за эти услуги, - говорит Сафредини, - мы стараемся вносить пропорциональный вклад".
В понедельник российское руководство настаивало на согласовании компенсации до выхода космонавтов в открытый космос и требовало от НАСА объявить о задержке выхода на один день. Однако на вчерашней пресс-конференции Сафредини сказал, что русские пересмотрели свою позицию и согласились продолжить работу. Переговоры решено вести параллельно.
Сложности с выходом в космос возникли в прошлом месяце, когда вышли из строя системы охлаждения и в американских скафандрах, что сделало невозможным их использование. Падалка и Финке в связи с этим будут пользоваться российскими скафандрами и российским выходным шлюзом. После выхода в космос им придется совершить 45-минутный переход от российской части космической станции к американской, где будет производиться ремонт.
Вышедшее из строя реле находится в ящике размером с толстый телефонный справочник. Этот ящик будет заменен другим. Если не удастся открыть задвижку, запирающую реле, космонавты будут вынуждены переключить кабель, подходящий к испорченному гироскопу, на другое реле.