В судебном процессе по делу об уклонении от уплаты налогов против попавшего под государственное давление российского нефтяного концерна наступило, как перед бурей, временное затишье. Вчера заседание было снова прервано и перенесено на сегодняшний день. Еще в прошлую пятницу экономический апелляционный суд в спешном порядке отклонил все возражения или отказал в их рассмотрении. Тут же встал вопрос, должен ли ЮКОС привлекаться к ответственности за неуплату налогов на сумму большую, чем 3,4 млрд. долларов США, признанную первоначально в первой инстанции, на 14000 долларов США, как того требовали в своей апелляции налоговые органы.
Апелляция привилегированных органов власти, внесенная спустя несколько дней после решения, принятого в первой инстанции, по поводу столь незначительной суммы может представлять собой юридическую уловку, позволяющую не дожидаясь апелляции ЮКОСа, дать самый быстрый ход рассмотрению своей апелляции и придать законную силу сомнительному требованию о доплате налогов в миллиардной сумме. Свою собственную апелляцию ЮКОС подал только на прошлой неделе, однако в реализации ее было отказано.
Сигнал на финальную часть игры
Неспешность судей должна оставить время для закулисных переговоров по поводу вариантов погашения налогового долга и не допустить его полной выплаты, что могло бы привести нефтяной концерн к банкротству. У ЮКОСа в настоящее время недостаточно свободных средств, чтобы доплатить в следующем году налоги в сумме 3,4 млрд. долларов США. Для этого ему необходимо или продать часть своей собственности (которая пока заморожена) или взять новые кредиты. Дамокловым мечом для концерна остается также возможность выдвижения налоговыми органами требования о доплате налогов за 2001-2003 годы. Правда, после того, как российский президент Путин заявил на прошлой неделе, что он не заинтересован в банкротстве такого предприятия, как ЮКОС, снова, видимо, появилась возможность 'приемлемого' решения. Конечно, пока еще неясно, в какой мере 'приемлемое' решение, навязываемое государством, коснется роковым образом концерна, а, таким образом, и его миноритарных акционеров. Ясно только одно: целеустремленная атака, предпринятая российским государством, нанесла современному концерну большой ущерб.
Ожидаемое в ближайшие дни судебное решение явится свистком на 'финальную игру' в противостоянии нефтяного концерна и государства. Удивление в этой связи вызвало письмо руководства ЮКОСа в адрес главы российского правительства Михаила Фрадкова, равноценное объявлению капитуляции по всем фронтам. Согласно информации агентства Reuter, в переданном на прошлой неделе тексте, который, что необычно, подписали лишь заместитель генерального директора Юрий Бейлин и руководитель профсоюза рабочих ЮКОСа Алексей Хамракулов, признается, что при прежнем руководстве в лице главных акционеров (во главе с Михаилом Ходорковским) предприятие платило слишком маленькие налоги. В письме говорится о доплате независимо от исхода судебного процесса налогов, которые превышают всю прибыль текущего года, и содержится просьба к главе правительства об оказании посреднической помощи в разработке схемы, которая бы позволяла погасить долги и могла предотвратить банкротство предприятия.
Подписанты прямо предлагают правительству программу, в рамках которой постепенно будет скупаться контрольный пакет акций Ходорковского и компании, который затем будет продан заинтересованным инвесторам, предложенным правительством. Помимо этого ЮКОС в любой момент готов вступить в переговоры о продаже доли своей собственности 'государственным энергетическим компаниям', а выручку от этих продаж пустить на погашение долгов по налогам.
Распродажа милостью государства
Больше ясности должно внести собрание акционеров, запланированное на завтрашний день, на котором должно быть избрано новое правление, а, таким образом, косвенно и высшее руководство ЮКОСа. Крупные акционеры неожиданно выдвинули на пост председателя правления снятого при Путине с должности председателя Центрального банка Виктора Геращенко. На него, видимо, вскоре будет возложена ответственность за проведение переговоров с правительством.