В среду правительственные войска прочесывали деревни и леса на юге России в поиске неуловимых отрядов партизан, осуществивших в ночь с понедельника на вторник скоординированные атаки на государственные объекты. По словам официальных лиц, список жертв нападения увеличился: в нем числится уже 92 человека.
В нескольких районах российской автономной республики Ингушетии, граничащей с разоренной войной Чеченской республикой, военные и милиционеры обходили дом за домом, проверяя документы и забирая десятки молодых мужчин. Правозащитные группы обвинили власти в организации облав, произвольном захвате людей, в некоторых случаях сопровождавшемся избиениями, но местные чиновники отвергают эти обвинения, заявляя, что просто задерживают подозреваемых.
Операции правительственных сил начались через день после того, как боевики в камуфляже устроили настоящее светопреставление на улицах ингушских городов и деревень, обстреливая из гранатометов отделения милиции, захватывая блок-посты и поджигая правительственные здания: это была крупнейшая вспышка боевых действий за пределами Чечни с 1999 г.
В среду, когда партизаны скрылись, в этой горной республике восстановилось относительное спокойствие - магазины были закрыты по случаю траура, а десятки семей хоронили погибших. 'Вчера здесь была настоящая паника - люди были напуганы. К сегодняшнему дню спокойствие воцарилось вновь. Проводится много похорон', - сообщила в интервью по телефону Мадина Хадиева, официальный представитель министерства внутренних дел Ингушетии.
Единственное сообщение о боевых действиях в среду поступило из Чечни, где в результате ночной перестрелки между местными силами безопасности и мятежниками погибли, по словам властей, трое милиционеров и восемь боевиков.
Нападение на Ингушетию лишний раз подчеркивает, насколько трудно президенту Путину будет выполнить свой план: объявить о завершении войны в Чечне и в одностороннем порядке осуществить политическое урегулирование в регионе. В среду 'Amnesty International' распространила доклад, где утверждается, что путинская программа 'нормализации' терпит провал, ситуация в Чечне 'далека от нормальной', а насилие распространяется на территорию Ингушетии.
В докладе в репрессиях против гражданского населения обвиняются обе стороны, но особо выделяется проблема исчезновения людей, которых российские военные удерживают в полной изоляции, и, как утверждается, подвергают пыткам и изнасилованиям. 'Подобные злоупотребления, ранее имевшие место практически только в самой Чечне, все больше распространяются за пределы ее границ - на территорию соседней Ингушетии', - говорится в докладе.
Подобные нарушения порождают слухи, что целью последнего нападения была месть за недавние случаи исчезновения молодых мужчин в Ингушетии. По данным официальных лиц, среди нападавших, помимо чеченцев, были ингуши и русские; кроме того, власти утверждают, что командовал боевиками Магомед Евлоев, ингуш, воюющий на стороне чеченских мятежников.
Многие детали произошедшего остаются неясными. Численность нападавших власти сегодня оценивают в 1000 человек, а не в 200, как сообщалось ранее. Первоначальный список погибших - 57 человек - также вырос, хотя разные чиновники приводят различные цифры; более половины жертв составляют милиционеры, прокурорские работники и солдаты внутренних войск.
По словам представителя МВД республики Хадиевой, в среду правительственные войска проводили проверки в селах Галашки и Алтиево на тот случай, если нападавшие просто 'растворились' среди местного населения: 'Возможно, многие из них еще здесь. Поэтому мы и проводим проверки документов'.
Представители местного отделения правозащитной организации 'Мемориал' утверждают, что власти проводят 'зачистки', объектом которых являются, в частности, беженцы из Чечни: примерно 75 из них уже задержаны. 'Их избивали, - заявляет Екатерина Сокирянская - активистка 'Мемориала', лично видевшая, как проходят облавы. - Кроме того, им говорили: если вы за два дня не покинете республику - ждите неприятностей'.
Президент Ингушетии, бывший генерал КГБ Мурат Зязиков, отрицает эти обвинения. По сообщению агентства 'Интерфакс', он заявил следующее: 'Кое-кому очень хотелось бы, чтобы ситуация выглядела таким образом. Но никаких зачисток не проводится. Все это выдумки'.