Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) недавно выступило с критикой позиции иранских властей, которые отказываются в полном объеме оказывать содействие международным инспекторам, которые заняты проверкой соблюдения Тегераном обязательств по нераспространению ядерного оружия.
Какие основания для беспокойства может давать нам подобный ход событий? Что он может означать? Согласно его собственным утверждениям, Иран предпринимает шаги по развитию своей технической базы по обогащению урана - одному из двух известных методов, применяемых для производства расщепляемого материала, пригодного для использования при создании ядерного оружия. Хотя Иран и заявляет, что ведущиеся исследовательские работы направлены на создание ядерного материала, предназначенного для использования исключительно в мирных целях, - что разрешено Договором о нераспространении ядерного оружия - надо прямо отметить то обстоятельство, что когда будут созданы необходимые мощности по обогащению урана, практически исчезнут основные препятствия на пути для создания ядерного оружия. Критика, прозвучавшая со стороны МАГАТЭ, прямо указывает на то, что мир стоит на пороге значительного нарушения режима нераспространения, не говоря уже о том, что может возникнуть новый очаг нестабильности в этом регионе, имеющим особо важное значение.
Отсутствие действенного международного ответа на попытки Северной Кореи разрабатывать у себя ядерное оружие, возможно, привело уже к тому, что еще одна страна может вступить в ряд ядерных держав. Следует понимать, что Северная Корея в этом году не только сумела, по всей вероятности, переработать достаточное количество плутония для создания дополнительно шести - восьми ядерных зарядов, она, по поступающим данным, работает над технологиями по обогащению урана, что дополнит уже существующие у нее возможности по переработке плутония, получаемого из отработанных топливных стержней ядерных реакторов.
В том случае, если Ирану сейчас будет позволено создать мощности по обогащению урана, трудно будет представить ситуацию, при которой другие страны не захотят создавать у себя аналогичные мощности и соответственно получить возможность производства ядерных материалов, пригодных для создания ядерного оружия.
Для нас сейчас наступил критический момент. Насколько серьезны наши намерения не допустить распространения ядерного оружия, будем ли мы спокойно взирать на то, как мир устремляется в ядерный водоворот, где в изобилии имеется ядерное вещество, пригодное для изготовления ядерного оружия? Где у любой страны или группы лиц, враждебно настроенных по отношению к обществу, имеется в наличии невообразимая для человеческого ума разрушительная мощь?
Достаточно мысленным взором окинуть возникающую в результате такого поворота событий бездну, чтобы понять, что надо действовать. Что же мы реально можем сделать? Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Германия уже смогли наладить хотя и вселяющую оптимизм, но пока недостаточную степень сотрудничества и взаимопонимания в отношении ядерной программы Ирана. Главным источником помощи по разработке и созданию ядерных мощностей Ирана явилась Россия. Вместе с тем Россия уже предупредила Иран о том, что рассчитывает на то, что отработанное ядерное топливо с АЭС в Бушере будет отправлено обратно в Россию, а это достаточно убедительно указывает на то, что она тоже не заинтересована в том, чтобы Иран создавал у себя ядерный потенциал.
Сложившаяся ситуация должна побудить все пять ядерных держав работать над углублением своего сотрудничества, чтобы выступить единым фронтом перед лицом возникшей угрозы. Они могут объявить о том, что согласны оказать Ирану всестороннюю помощь в деле создания ядерных генерирующих мощностей, предоставив при этом определенные гарантии. Так, они могли бы гарантировать Ирану поставку ядерного топлива для его ядерных реакторов в требуемом объеме и по льготным ценам с последующим вывозом отработавшего ядерного топлива из Ирана. Иран, в свою очередь, взял бы на себя обязательства полностью отказаться от любой деятельности по обогащению урана или переработке отработавшего ядерного топлива.
Следует признать, что для Соединенных Штатов сделать подобное предложение - шаг не из легких, он потребует на время забыть о целом ряде других претензий, возникающих у США в связи с политикой этой страны. Однако значение проблемы нераспространения ядерного оружия столь велико, что она заслуживает того, чтобы ее рассматривали отдельным вопросом, без увязки с комплексом всех других вопросов.
В том случае, если Иран искренен, когда протестует против выдвинутых против него обвинений, и настаивает на том, что ядерная энергия ему требуется лишь для создания генерирующих мощностей для выработки электроэнергии, данный путь и в самом деле является наиболее эффективным и экономически оправданным для достижения подобной цели. Договоренности должны быть также достигнуты при обсуждении более общих вопросов, вызывающих обеспокоенность у сторон, включая вопросы обеспечения безопасности.
В том случае, если Иран отвергнет подобное предложение, станет ясно, что его истинная цель - создание ядерного оружия. В этом случае, данный вопрос нужно будет вынести на рассмотрение Совета безопасности ООН. Должны будут приняты самые суровые санкции и меры по международной изоляции режима.
Несмотря на то, что проблема Ирана - срочное дело, мы не сможем добиться успеха в целом, если будем подходить к нему как к единичному случаю. Подобно Ирану, власти Бразилии объявили о намерениях создать у себя в стране мощности по обогащению урана. Если мы дадим зеленый свет бразильскому проекту, и при этом преградим путь Тегерану, это не только создаст опасный прецедент для потенциальных кандидатов в ядерный клуб, но также резко ограничит наши перспективы добиться успеха в самом Иране.
Если мы - пусть неохотно - дадим добро на бразильскую программу, это будет означать, - хотим мы того, или нет, - что мы делим претендентов на обладание ядерными технологиями на 'хороших' и 'плохих'. Подобный избирательный подход даст Ирану мощный козырь, поскольку он как раз и занят тем, что стремится заручиться международной поддержкой своей 'мирной' ядерной программе и внести раскол между нами, Европой и Россией.
Совсем напротив - наша цель должна заключаться в том, чтобы объявить вне закона распространение технологий по обогащению урана и переработке плутония в любые страны мира без исключения, поскольку эти технологии являются отправной точкой для программ по созданию ядерного оружия.
Короче говоря, то, как данный вопрос будет решен с Бразилией, можно будет использовать при решении вопроса по иранской ядерной программе: либо убедить Тегеран отказаться от его планов создания арсеналов ядерного оружия, либо - в случае его несогласия - мобилизовать международное сообщество для противодействия подобным планам. Таким образом, мы должны предложить Бразилии то же самое, что и Ирану, и ясно дать ей понять, какие возможны последствия в случае, если она откажется от сделанного предложения.
Само собой разумеется, что подобные шаги не могут заменить тщательно продуманную генеральную программу, направленную на усиление международных гарантий по Договору о нераспространении ядерного оружия или еще какими-то другими дополнительными мерами повысить эффективность режима нераспространения. Однако, если мы прямо сейчас не начнем действовать быстро и решительно, попытки создания в дальнейшем целостной международной системы обеспечения этого режима будут значительно осложнены или вовсе бесплодны.
Настал момент истины.
Автор - бывший советник по вопросам национальной безопасности президентов США Джеральда Форда и Джоржа Буша-старшего. В настоящее время занимает пост президента Форума по международной политики.