Хмелевка, Россия. - Автоматы извергают огонь, катер мчится под нефтяной платформой, раня рабочих, вызывая взрывы, разлив нефти и . . . положительные международные отзывы.
Это могло быть эпизодом из голливудского боевика, но нет, сцена экологической катастрофы у российского побережья Балтийского моря (Калининградская область) - это место, где Россия и НАТО в среду проводили совместные учения.
Во время операции вертолет спустил на воду лодку с четырьмя спасателями, направившимися к платформе. Российский пожарный самолет-амфибия эвакуировал 'пострадавших'. Затем он набрал несколько тонн воды и потушил пламя на платформе всего за два захода, чем заслужил аплодисменты представителя министерства национальной безопасности США.
Представители обеих сторон назвали учения демонстрацией того, что Россия и НАТО могут сотрудничать во имя общих интересов, несмотря на расширение альянса в 1999 и в этом году, когда в него вступили бывшие республики и союзники Советского Союза.
'Это доказывает, что хотя расширение и вызвало недовольство некоторых российских политиков, оно не ухудшило отношения НАТО и России', - заявил Рольф Уэлбертс, директор информационного центра НАТО в Москве. Он наблюдал за событиями с борта корабля.
Подобные учения полезны 'не только для того, чтобы вселить уверенность в участников, но и для совершенствования наших умений предоставить реальную практическую помощь в случае необходимости', - считает Стефен Орош, заместитель помощника генерального секретаря НАТО по гражданскому чрезвычайному планированию и учениям.
'Спасатели мира - это одна большая семья. Когда кому-то из членов семьи нужна помощь, остальные приходят и помогают', - сказал глава МЧС России Сергей Шойгу. - 'Это не просто сотрудничество генералов. Это сотрудничество между всеми уровнями спасателей'.
Шойгу внес единственную невеселую ноту в праздничную атмосферу дня. В ответ на вопрос литовского журналиста, были ли в учениях какие-то ошибки, министр выступил с критикой ограничений на полет российской авиации, введенных Литвой и шестью другими новыми членами НАТО.
Для участия в учениях Россия направила в Калининград девять спасательных самолетов, но Литва позволила им пересекать ее воздушное пространство лишь по одному, сказал он. 'Из-за новых правил нам было гораздо труднее пересечь Литву, чем, скажем, долететь до Багдада', - добавил Шойгу.
Учения проходили не только на нефтяной платформе в двух милях от берега, но и на берегу. По сценарию, на суше была обнаружена группа террористов. Для ее нейтрализации десантировался российский спецназ.
Российские пожарники в специальных защитных комбинезонах продемонстрировали оборудование, которое будет использоваться на берегу для борьбы с горящими нефтяными пятнами.
'Эти учения очень важны как с практической, так и с политической точки зрения', - считает генерал-майор Ричард Гроссет, заместитель начальника гражданской обороны Польши. - 'Это наше общее море, и мы показали, что можем успешно сотрудничать в целях предотвращения возможных катастроф'.
Учения, названные 'Спасатели без границ', были организованы под эгидой Совета Россия-НАТО, созданного на саммите в Риме два года назад для развития сотрудничества между бывшими врагами.
В операции участвовали около 1000 российских спасателей и военных, а также 100 человек из Литвы и Польши. За их действиями наблюдали представители 19 других государств, чтобы затем принять участие в обсуждении и планировании.
Майкл Браун, заместитель министра национальной безопасности по ликвидации чрезвычайных ситуаций, был особенно впечатлен российскими пожарными самолетами-амфибиями Бе-200, которые могут перевозить до 13 тон воды, набирая ее из водоема со скоростью 1 т в секунду.
Вспоминая прошлогодние лесные пожары в районе Лос-Анджелеса, Браун указал, что 'очень важно постараться разработать подобные технологии в нашей стране, чтобы более эффективно бороться с пожарами'.
Он поддерживает прямой контакт с Шойгу и другими представителями российского МЧС, добавил замминистра.
'Если в мире что-то происходит, в нашей стране или в их, или где-нибудь еще, мы поднимаем трубку и обсуждаем это', - сказал он.