23 июня 1944 года Красная армия нанесла удар по нацистам, который оказался роковым. Событие, которое забывают отмечать.
На пляжах Нормандии смолкли звуки оркестров 6 июня, 'долг памяти' был выполнен, утолен 'вдосталь'. Однако остается забытый герой: Россия. Страна, которая, однако же, разбила военную машину нацистов!
Недавний опрос, проведенный совместно ИФОП и 'Фигаро'(1), показывает, что наши современники имеют об этом туманные представления. На вопрос 'Какая страна, по Вашему мнению, внесла наибольший вклад в победу над Германией в 1945?' 58% опрошенных ответили — 'США' и 20% — 'СССР'. Так случилось, что ИФОП задавал тот же самый вопрос французам в… мае 1945. Тогда результаты были диаметрально противоположными: 57% ответили, что это СССР и только 20% назвали США. И когда этот вопрос задают немцам, большинство признает, что поворотным пунктом войны была Сталинградская битва, февраль 1943. Но не 6 июня 1944 года.
На этой неделе — 23 июня — следовало бы отпраздновать наиболее жестокое поражение Вермахта. Никто этого делать не собирается. На Западе только некоторые военные историки вспоминают о том, что происходило в эти дни на Восточном фронте. Советы окрестили эту операцию 'Багратион', по имени генерала, сражавшегося с Наполеоном во время Русской компании 1812 года. Позднее немцы будут говорить о 'разгроме группы армий 'Центр' (2). За этими терминами скрывается — на деле — крупнейшее наступление Второй Мировой войны, которое практически поставило Германию на колени.
На рассвете 23 июня 1944, 1.7 миллиона солдат Красной армии пошли в атаку на немецкие позиции на всем протяжении фронта в 500 км. Огневая мощь их была колоссальной: 28 000 гаубиц, пушек, минометов и ракетных установок. То есть одно орудие на каждые 20 метров. Немецкие войска были раздавлены. Когда летнее наступление закончилось, Вермахт оказался отброшенным на 500 — 600 км. Красная армия была у врат Варшавы, где она позволила нацистам ликвидировать польское восстание. В целом, потери немцев составили около полумиллиона человек, убитыми, ранеными, пропавшими без вести или попавшими в плен.
'Восточный фронт, именно там следует искать ключи к победе', — пишет Александр Орлов, русский военный историк и в прошлом — боец Красной Армии (3). Ибо, продолжает он, 'во время холодной войны делались попытки поменять акценты', на заслуге тех и других в разгроме нацистов. Попытки были успешными, если верить опросам. В то время как в Нормандии праздновалось примирение с Германией в присутствии канцлера Шредера (Schroeder), по поводу России у нас остается наследство Холодной войны. Этой стране, и ее 17 миллионам погибших, следует вернуть ее место в истории, надо воздать им по заслугам за победу 1945 года. Пришло время спасти рядового Ивана…
(1)Результаты опроса ИФОП с выборкой в 1000 человек появились в номере 'Фигаро' от 5-6 июня 2004.
(2) СМ. книгу Стивена Залога (Steven Zaloga) 'Багратион 1944', изд. Osprey-Publishing.
(3) В июньском номере журнала 'Defense nationale'