Автор является ведущим сотрудником института Брукингса
В скучной сфере военного планирования, в которой зачастую кажется, что стратегия заключается только в том, чтобы снизить на 5 процентов стоимость программы создания нового истребителя, Соединенные Штаты взялись за действительно интересную задачу - переосмыслить основы своей всемирной системы военных баз.
Новая схема является не столько радикальным изменением военных методов и тактики, сколько ответом на перемены, произошедшие в геостратегической обстановке за последние 15 лет. Помимо прочего Пентагон значительно сократит свои силы в Германии, переведя часть войск на более мелкие базы в Восточной Европе. Он также сократит американский военный персонал в Восточной Азии, особенно в Южной Корее, заодно передислоцировав тех, кто останется на полуострове.
Пересмотр системы военных баз следует за изменениями, которые произошли в результате войн в Афганистане и Ираке. В частности, у США появились несколько баз в Средней Азии, значительный контингент в Афганистане, и огромные силы в Ираке и Кувейте, в то время как в Саудовской Аравии или в Турции американских войск больше нет.
Многие чиновники из союзных государств, особенно из Германии и Южной Кореи, считают эти планы Вашингтона отместкой за недавние разногласия по поводу Ирака и Северной Кореи. Действительно, министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) иногда бывает в высшей мере недипломатичным в своих отношениях с союзниками. Однако вышеупомянутый план, имеющий хороший стратегический смысл, совершенно точно был разработан не из-за разногласий.
В настоящее время около 400000 американских военнослужащих находятся за пределами Соединенных Штатов. Общая численность армии США составляет чуть больше 1500000 военнослужащих и призванных резервистов. Примерно 100000 военнослужащих находятся в Европе, половина из них - в Германии. Около 100000 - в Восточной Азии, чуть более 40000 - в Японии и почти столько же - в Южной Корее. Остальные американские силы дислоцируются в Ираке, Кувейте, других странах Персидского залива и в Средней Азии.
Если появившаяся информация верна, то проект плана предусматривает вывод всех четырех находящихся в Германии тяжелых бригад (представляющих собой наилучшую часть двух американских дивизий), и замену их всего одной бригадой со средним вооружением. В целом американские вооруженные силы в Германии будут сокращены вдвое. Будут заключены соглашения с некоторыми новыми членами НАТО из Восточной Европы, в которых будут размещены небольшие временные контингенты. В Восточной Азии будут сокращены примерно 20000 военных, главным образом в Южной Корее. Значительная доля сокращений произойдет за счет оптимизации структуры раздутых органов управления и штабов. Помимо этого США передислоцируют одну из двух бригад, находящихся сейчас в Южной Корее, в Ирак. После выполнения поставленных задач эта бригада вернется не в Корею, а в Соединенные Штаты.
Большая часть плана Рамсфелда имеет смысл. В Европе, из-за отсутствия обычной для прошлого наземной угрозы войскам НАТО, возникли все основания для того, чтобы сделать американские силы более компактными, легкими и быстрыми. Если американские силы будут более компактными и более мобильными, то им будет легче проводить учения в перенаселенной Германии. Им будет легче проводить совместные учения с новыми членами НАТО. Они станут примером быстрой развертываемости, который должны будут перенять европейские армии. Если Соединенным Штатам снова потребуется разместить тяжеловооруженные части в Персидском заливе либо в других регионах, то их можно перебросить с территории США так же быстро, как и с территории Германии.
В Восточной Азии оптимизация командных структур и вывод американского штаба из многолюдного Сеула являются давно назревшими мерами. Кроме того, в связи с растущей мощью вооруженных сил Южной Кореи исчезает необходимость присутствия 2-й пехотной дивизии армии США около демилитаризованной зоны; было бы лучше передислоцировать ее на юг Сеула, где она могла бы готовиться к американо-южнокорейскому контрнаступлению вне досягаемости северокорейской артиллерии. В мирное время в Корее достаточно держать всего одну американскую бригаду. Для контрнаступления в любом случае будет необходимо ждать усиления из США, а в Ираке сейчас очень нужны дополнительные силы.
Что касается последствий сокращения для других регионов Азии, например, в случае непредвиденных обстоятельств в Индонезийском или Тайваньском проливах, то американские военно-морские или воздушные силы будут гораздо полезнее сухопутных. Их постепенное наращивание и происходит сейчас в регионе.
Однако в связи с новыми предложениями, относящимися к глобальной стратегической структуре, возникают некоторые проблемы. Самая серьезная - время. Сегодня американская армия находится на переломном моменте. Размещение большого количества войск за рубежом стало для армии самым большим испытанием за 30 лет, прошедшие после отказа от обязательного призыва. Поэтому корейская часть плана имеет смысл. Однако принимая во внимание напряженную ситуацию в Ираке и Афганистане, будет большой ошибкой размещать значительные силы на новых местах в Восточной Европе, вдали от баз.
Необходимо еще также поработать над частью плана, имеющей отношение к американской морской пехоте. Вашингтон и Токио пока не пришли к единому мнению о сокращении 20000 морских пехотинцев, размещенных на Окинаве - плотно заселенном острове, население которого неприязненно относится к американским солдатам и который предоставляет мало возможностей для полноценных тренировок. Большое количество американских военнослужащих на Окинаве ставит под угрозу всю систему американских военных баз в Японии. Некоторое количество морских пехотинцев необходимо переместить - либо в Восточную Азию, если возможно, либо в Соединенные Штаты, если необходимо.
В целом, новая стратегия нуждается в уточнении. Она потребует спокойного, пошагового выполнения. Как и многое, связанное с Рамсфелдом, она пострадала от жесткой американской дипломатии в отношении важнейших союзников. Однако если г-н Рамсфелд и другие смогут урегулировать технические проблемы, а администрация Буша восстановит отношения с союзниками, то этот план получит уверенную поддержку как внутри страны, так и за рубежом.