Автор, профессор Высшей торгового училища города Турку и глава Пан-европейского института.
Валовой внутренний продукт в России, исчисленный на базе паритета покупательной способности валют, равен итальянскому и четвертой части ВВП Китая. По этой причине интерес финских предприятий к России стремительно увеличивается. ВВП восточного соседа Финляндии стабильно растет уже в течение шести лет, и в этом году ожидается рост на 8%, если цена на нефть будет оставаться высокой.
Существует также уверенность в том, что экономический рост в России будет продолжаться. По прогнозам, рост российского ВВП в 2005-2007 годах будет составлять около 6% ежегодно, то есть больше, чем в Западной Европе.
В связи с экономическим ростом в России увеличились объемы финской торговли на восточном направлении. За прошедший год рост был больше, чем когда-либо со времен распада Советского Союза.
В 2003 году объем финляндско-российской торговли составил около 8 миллиардов евро, что примерно в пять раз больше по сравнению с показателями 1992 года. Россия стала вторым по значению торговым партнером Финляндии после Германии. При этом объемы торговли с Германией сокращаются с ростом объемов торговли на восточном направлении, и, таким образом, уже в ближайшее десятилетие Россия может стать важнейшим торговым партнером для Финляндии.
***
Ориентация российско-финляндских торговых отношений на центр уменьшается, однако на Москву в целом приходится около 40% западного импорта. Москвичи сами не потребляют все ввозимые продукты, столица служит центром распределения по другим регионам.
Дополнительные звенья в цепи распределения товаров увеличивают расходы, поэтому финским предприятиям надо стремиться укоротить эту цепочку и приблизиться к потребителям. Это, однако, трудно осуществимо в стране, площадь которой в четыре раза больше площади Евросоюза и в 50 раз больше площади Финляндии. Где найти платежеспособных клиентов в широкой российской тайге?
***
С экономической точки зрения большая площадь России в настоящее время не играет значительной роли, поскольку потребление в сильной степени централизовано. Рыночную деятельность облегчает то, что 80% 145-миллионного российского народа живет на западе от Урала. В восточной части России живет только пятая часть населения.
Деятельность финских предприятий также облегчает то, что 75% населения России живет в городах. Особенно многообещающими с точки зрения экспорта являют 13 российских городов-миллионеров, многие из которых выгодно расположены вдоль основного направления товарных потоков с Запада через Сибирь.
На Центральный федеральный округ РФ приходится третья часть российского ВВП. На этой территории проживает примерно столько же народа, сколько в Польше, и ее покупательную способность можно сравнить с покупательной способностью Нидерландов.
Доходы центра ЦФО - Москвы значительно превосходят доходы других регионов. Уровень доходов Москвы, по данным официальной статистики, в четыре раза больше среднего уровня доходов по всем регионам страны. Поэтому если принимать во внимание экономический вес Центральной России, то нет ничего удивительного в том, что половина иностранных инвестиций идет именно туда.
***
Ведущие деятельность в России финские предприятия отличаются от других иностранных предприятий тем, что они действуют, в первую очередь, на приграничных с Финляндией территориях. Более половины из 600 финских предприятий действуют в Санкт-Петербурге и городах Ленобласти. Только каждое седьмое финское предприятие ориентировано на Москву или Московскую область.
Сосредоточение финских предприятий на приграничных территориях вызвано тремя факторами. Во-первых, близость границ дает географическое преимущество. Во-вторых, конкуренция в Петербурге пока меньше, чем в Москве. В-третьих, опирающаяся на деревообрабатывающую промышленность экономика Северо-запада России сама по себе привлекательна для финских предприятий.
Сосредоточенным на Северо-западе России финским предприятиям следует помнить, что стратегия следовать примеру других по сегодняшним меркам не самый лучший способ действий. Следуя за другими можно попасть на арену конкурентной борьбы, но нельзя опередить конкурентов. Усиление конкуренции требует того, чтобы финские предприятия отважились выйти за пределы питерских или московских огней.
Успешный бизнес в российских регионах это не основанная на случайности русская рулетка - его непременным условием является знание российских регионов.
Правда, следует признать, что одного знания недостаточно, так как в российском бизнесе часто важнее знать не о том, какие есть возможности в регионе, а о том, кто эти возможности имеет. Поэтому финским предприятиям надо начинать выстраивать сеть деловых отношений в российских регионах раньше конкурентов.
***
Государство играет важную роль в поддержке стремлений финских предприятий к расширению деятельности в России за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. В соответствии с последним исследованием Пан-европейского института Высшего торгового училища города Турку, финские предприятия хотят получать больше знаний о российских регионах, мерах по поддержке экспорта и сети региональных связей, чтобы облегчить начало сотрудничества. Необходимо более тесное сотрудничество между государством и предприятиями, если мы хотим, чтобы государственные торговые стратегии в России осуществлялись и результатом деятельности предприятий становились новые рабочие места и повышение благосостояния.
Несмотря на господствующее в настоящее время повальное увлечение Китаем, необходимо помнить, что Россия для Финляндии как торговый партнер в два раза важнее Китая. В Россию свои товары экспортируют около четырех тысяч финских предприятий, 85% из них являются малыми и средними.
Из Китая вряд ли получится подобная России широкая платформа для роста малых и средних финских предприятий. В связи с этим встает вопрос: стоит ли нам стремиться безоглядно на китайский рынок, правила игры которого мы знаем хуже, чем секреты российской тайги.