25 июня 2004 года. Реформировать неэффективную банковскую систему России следовало уже давным-давно. И вот теперь, наконец, за нее взялся Центральный банк РФ, но оказалось, что реформа спровоцировала кризис ликвидности среди банков второго и третьего уровней, поскольку стали усиливаться опасения, что более слабым банкам грозит дефолт.
Центральный банк не должен терять самообладания. Конкурирующая банковская система, поощряющая граждан вносить деньги на депозиты и выдающая кредиты инициативным предпринимателям, жизненно необходима, если президент Владимир Путин хочет добиться заявленной цели удвоения внутреннего валового продукта (ВВП).
В России имеются один банк-динозавр, контролируемый государством "Сбербанк", который распоряжается большей частью рублевых вкладов, и 1300 недостаточно развитых или откровенно слабых банков. Опасаясь, что в случае разукрупнения "Сбербанк" может оказаться в руках олигархов, власти создают систему страхования вкладов, которая поможет частным банкам конкурировать с гарантией "Сбербанка".
А тем временем Центральный банк начинает проводить более жесткую политику в отношении проблемных банков, таких, как "Содбизнесбанк", который в прошлом месяце был закрыт в соответствии с новым законодательным актом об отмывании денег. Страх перед более широкими репрессивными мерами привел к резкому росту межбанковских ставок процента и к сокращению выдачи кредитов, когда банки, привыкшие к тому, что займы легко можно получать независимо от своей кредитоспособности, вдруг обнаружили, что им перестали давать деньги.
Для того чтобы успокоить рынок, Центральный банк снизил ставку процента, сократил требования к обязательным резервам, резко увеличил ликвидность рынка долгосрочного ссудного капитала и выступил с заявлением, в котором он отрицал, что у него имеется "черный список" подлежащих закрытию банков. Аналитики финансовых проблем призывают Центральный банк предложить более высокую ликвидность тем банкам, которые охвачены истерией. Центральному банку следует сделать все от него зависящее, чтобы предотвратить дефолт здоровых финансовых институтов, однако он не должен отступаться от реформы.