Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в сентябре прошлого года незабываемый дебютный фильм Андрея Звягинцева 'Возвращение' получил 'Золотого льва' на венецианском кинофестивале, вся российская киноиндустрия словно обрела 'второе дыхание'. Всего через несколько дней после возвращения в Москву режиссер понял, что его успех уже начинает 'работать' на других российских кинематографистов

Режиссеры вновь излучают оптимизм, пишет Дэниэл Розенталь. И благодарить за возрождение киноиндустрии им следует не Москву, а Венецию

Когда в сентябре прошлого года незабываемый дебютный фильм Андрея Звягинцева 'Возвращение' получил 'Золотого льва' на венецианском кинофестивале, вся российская киноиндустрия словно обрела 'второе дыхание'. Всего через несколько дней после возвращения в Москву режиссер понял, что его успех уже начинает 'работать' на других российских кинематографистов.

'Когда мы отмечали получение венецианской премии, произошла одна странная вещь, - говорит Звягинцев. - Другой режиссер пожал мне руку и сказал, 'Спасибо. Благодаря вам я начинаю снимать фильм, к которому раньше никак не мог приступить'. У него был готовый сценарий, но продюсер сомневался, стоит ли давать на этот проект деньги. Через день после 'Золотого льва' продюсер подписал контракт'.

Сорокалетний Звягинцев, театральный актер, ушедший в режиссуру в 2000 г., в ходе съемок сериала 'Черная комната', превратился в своего рода 'знаменосца' нового поколения российских режиссеров. Его триумф в Венеции и доходы от проката 'Возвращения' в России, Франции и Италии стали стимулом для киноиндустрии, до сих пор не завершившей переход от государственного финансирования к рыночному.

Фильм Звягинцева, снятый всего за 400000 долларов (220000 фунтов), рассказывающий о двух мальчиков, чья поездка по стране вместе с отцом превращается в полумифический обряд посвящения, уже закупили 70 с лишним стран - это рекордный показатель для российского фильма. В результате художественные картины, снятые фактически дебютантами, такие как очаровательное 'роуд-муви' Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского 'Коктебель' о поездке отца с сыном из Москвы к Черному морю, шли этим летом на Берлинском и Каннском кинорынках буквально нарасхват.

Еще недавно прокатчики проявляли интерес только к работам признанных мэтров, вроде Никиты Михалкова (его 'Утомленные солнцем' получили в 1994 г. 'Оскара' за лучший иностранный фильм) или Александра Сокурова (чья картина 'Русский ковчег' - поразительная, снятая без единой склейки 'экскурсия' по российской истории - в прошлом году заняла в Британии шестое место среди самых популярных зарубежных фильмов).

Вслед за 'Русским ковчегом' и 'Кукушкой' Александра Рогожкина (трогательной 'сказкой' на тему второй мировой войны), в британском прокате появляются 'Возвращение', последний фильм Сокурова 'Отец и сын' (он выходит на экраны в августе), и 'Коктебель' (который должен появиться в декабре): таким образом в течение полутора лет английский зритель получит возможность увидеть пять российских фильмов.

Подобные коммерческие успехи за рубежом должны побудить российских продюсеров охотнее вкладывать деньги в отечественные фильмы. Если прокат фильмов в самой России не приносит им больших прибылей - за 2003 г. 95% сборов от продажи билетов в России пришлось на американские фильмы - то их продажа за рубеж поможет им окупить вложенные деньги и обеспечить производство в стране самой разной кинопродукции.

Это касается и таких фильмов, как 'Отец и сын' с его стилизованным зрительным и звуковым рядом, и более доступных широкому зрителю картин, вроде 'Возвращения', и популярных боевиков, например 'Антикиллера' (2002 г.), 'Бумера' (2003 г.) или вскоре выходящей на экраны 'Московской жары', где главную роль исполняет Александр Невский - бывший бодибилдер, переквалифицировавшийся в актера, которого преподносят как 'русского Арнольда Шварценеггера'.

'До недавних пор у нас была лишь горстка режиссеров, с которыми продюсеры хотели работать, а в индустрии царила инерция, - говорит Звягинцев. - Я думаю, что феноменальный успех 'Возвращения' откроет людям в России глаза, и они поймут не только то, что нельзя постоянно делать ставку на одну и ту же группу проверенных режиссеров, но и то, что фильм вроде 'Возвращения', где нет стрельбы, насилия или известных актеров, может иметь коммерческий успех. Возможно, теперь продюсеры осознают, что риск и эксперименты - это более удачный подход'.

Растет и поддержка со стороны государства: после четырнадцатипроцентного увеличения государственных инвестиций в кинопроизводство в январе, их объем на 2004 г. достиг 70 миллионов долларов. В этом году частичное финансирование от государства на сумму от 300 до 400 тысяч долларов должны получить около 75 полнометражных художественных фильмов: в 2003 г. их число составляло 60, а в 1999 г. - всего 17. Министерство культуры надеется довести общий объем ежегодных субсидий на кинопроизводство до 200 миллионов долларов.

Все это хорошо, говорит Звягинцев, но его беспокоит тот факт, что 'устойчивая в творческом или финансовом отношении ситуация' для российских кинематографистов невозможна, пока их работы не приобретут большую популярность среди соотечественников.

'Любому российскому фильму очень трудно пробиться в Москве на большой экран. К концу марта 'Возвращение' прошло в Москве на 286 раз. В мае я подсчитал, на скольких сеансах в Москве показывался 'Ван Хельсинг' всего за одну субботу. Их было 425'.