Филиалы Британского Совета (БС), расположенные по всей территории России, после острой полемики с министерством иностранных дел с последовавшей угрозой выставить организации огромный счет по налогам, согласились предоставить властям часть своей финансовой отчетности.
Напряженная обстановка, возникшая после того как представители российской налоговой полиция заявили о том, что Совет должен отчитаться за "большие деньги", которые заработал, обучая английскому языку российских граждан здесь в России, была в значительной степени разряжена, когда Тони Блэр и Владимир Путин смогли обсудить спорный вопрос в кулуарах заседаний "Большой восьмерки", проходивших в начале этого месяца в США. По словам представителя британского посольства в Москве, руководители двух стран договорились о том, что "приложат необходимые силы для того, чтобы разрешить возникшую проблему как можно быстрее".
По словам пресс-атташе британского посольства Ричарда Тернера, Британский Совет, у которого на балансе 15 офисов по всей России "вынужден брать деньги за преподавание английского языка, чтобы покрыть свои расходы, связанные с процессом обучения". Вместе с тем он отметил, что особых доходов от подобной деятельности БС не получает. "Руководство Совета передало в МИД РФ дипломатическую ноту, в которой дало необходимые разъяснения по поводу вопросов, возникших у налогового ведомства", - добавил Р. Тернер.
Вместе с тем он отметил, что прогресса в сложившейся ситуации можно достичь в том случае, если обе стороны подпишут новое соглашение, в рамках которого БС пройдет повторную регистрацию и станет самостоятельным юридическим лицом, не зависящим от посольства Великобритании. В этом случае он, по всей видимости, сможет представить в МНС все необходимые документы, подтверждающие его статус благотворительной - а посему не облагаемой налогами - организации.
Изначально Британский Совет был учрежден в 1994 г. в качестве некоммерческого агентства правительства Великобритании в России. С тех пор его деятельность получила широкое развитие - на базе БС по всей стране были созданы платные курсы английского языка. Однако, сотрудники британского посольства настаивают на том что, фактические расходы Британского Совета в России составили в этом году 9,7 млн. долларов, что дает им основания полагать, что деятельность БС в России носит явно убыточный характер.
Жесткая позиция, изначально занятая налоговой полицией, вызвала удивление среди сотрудников посольства, поскольку они еще с 2001 г. ведут переговоры об изменении юридического статуса БС. 21 мая текущего года налоговая полиция провела обыски в 15 офисах БС, требуя изъятия финансовой документации. И только несколько недель спустя представители налоговой полиция, которая является одним из подразделений МВД РФ, официально объявили о возникшей проблеме. БС дали три дня на то, чтобы передать требуемую документацию.
Британский посол Родерик Лайн, который вскоре покинет свой пост, заявил по этому поводу следующее: "Полагаю, министерство внутренних дел не имеет точного понимания природы деятельности Британского Совета, который является правительственной организаций с прозрачной финансовой деятельностью и налоговой открытостью, работа которой сосредоточена в области культуры. Нас нельзя сравнивать с какой-либо коммерческой компанией".
Российские власти не согласились с утверждением о том, что на деятельность БС распространяется дипломатическая неприкосновенность. У восьми сотрудников БС имеются дипломатические паспорта, однако здания и помещения Совета не охраняются как здания и сооружения иностранных представительств, хотя и официально и являются помещениями, находящимися под защитой британского правительства.
Некоторые аналитики, пытающиеся найти объяснение на удивление жесткой позиции, занятой российским налоговым ведомством, указывают на сторонников жесткой линии из числа политических руководителей советской закалки, которые традиционно с недоверием относятся к иностранцам. Другие полагают, что давно длящийся спор по поводу экстрадиции одного из главарей чеченских сепаратистов Ахмада Закаева, обвиняемого в участии в террористической деятельности, выдачи которого добивается Россия, во многом способствовал возникновению проблемы.