Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уход за волосами: Правда о 'наукообразности'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шампуневый бизнес действительно продвинулся далеко вперед. Большой прорыв наука о волосах сделала в 1980-х годах, когда ученые из компании 'Procter & Gamble' изобрели сочетание шампуня и ополаскивателя. До этого химические составляющие данных средств не сочетались друг с другом, как лимон с молоком, поэтому их продавали в отдельных флаконах. Специалисты 'Procter & Gamble' нашли способ соединить их. Так родился шампунь 'Wash & Go', покончивший со страданиями моющихся в душе с двумя флаконами. Что, хотите сказать, вы не страдали от этого?

Лаборатории, занимающиеся средствами ухода за волосами, тратят миллионы, изобретая 'чудо-шампуни', которые должны выпрямлять, придавать объем и блеск вашим локонам. Но насколько доказана их 'чудодейственность? Редактор раздела 'Технологии' из 'Independent' Чарльз Артур попытался определить разницу между своим 'Нутрилиумом' и 'Кватерниумом'.

'Здравствуйте, - говорю я женщине, отвечающей по телефонной линии помощи о шампунях 'Pantene', - не могли бы вы объяснить, что такое провитамины, и что такого они делают с моими волосами?'

В ее базе данных готового ответа нет. 'Ой, не знаю, говорит женщина-'Pantene', - я просто отвечаю на вопросы наших покупателей. Давайте, я вам перезвоню'.

Кажется странным, что никто раньше не задавал по телефонной линии помощи 'Pantene' вопросов о про-витаминах, ведь в рекламе так много говорится о них. Ведь очевидно, что шампунь 'Pantene Pro-V' 'обладает уникальной про-витаминной формулой, которая делает ваши волосы ровными и гладкими - до самых кончиков'. Но что такое про-витамины? Неужели все клиенты уже знают ответ на этот вопрос, и им нужны более важные советы?

Я ввожу в поисковую систему Интернета другие ключевые слова, которые помогли бы мне отыскать ответ на мой вопрос. Что известно о нутрилиуме? О кватерниуме? О нутри-церамидах? Эти слова звучат как сводка из полицейского участка: 'Полиция арестовала троих мужчин, пытавшихся ввезти в страну смертельный нутрилиум и большое количество нутри-церамидов. . .'. Я не помню этих названий из таблицы Менделеева, которую изучал в школе. Но может быть, наука с того времени продвинулась вперед?

Шампуневый бизнес действительно продвинулся далеко вперед. Большой прорыв наука о волосах сделала в 1980-х годах, когда ученые из компании 'Procter & Gamble' изобрели сочетание шампуня и ополаскивателя. До этого химические составляющие данных средств не сочетались друг с другом, как лимон с молоком, поэтому их продавали в отдельных флаконах. Специалисты 'Procter & Gamble' нашли способ соединить их. Так родился шампунь 'Wash & Go', покончивший со страданиями моющихся в душе с двумя флаконами. Что, хотите сказать, вы не страдали от этого?

Сегодня годовой доход индустрии ухода за волосами в Великобритании составляет огромную цифру - 1,6 миллиардов фунтов стерлингов. Только в прошлом году мы потратили на покупку имеющихся в продаже 200 видов шампуней 352 миллиона фунтов стерлингов, и еще 218 миллионов - на ополаскиватели. Сумма этих двух чисел намного превышает наши расходы на любую другую часть тела. Для примера: среди прочих 'средств обеспечения' английской футбольной команды на 'Евро-2004' в Португалию было отправлено 24 флакона пены для ухода за волосами и большие запасы шампуня - и это при том, что половина футболистов стрижена наголо.

Когда на кону стоит так много, покупатель вправе предполагать, что для реализации внешне идентичной продукции требуются мощные научные усилия. Некоторые марки шампуней по цене более чем в 30 раз превышают более дешевые. Так, самый дешевый 'Tesco' стоит 9 пенсов за 100 миллилитров, а 100 миллилитров 'Redken Colour Extend' обойдутся покупателю в 3 фунта и 32 пенса.

Десятки видов шампуней соревнуются между собой за место на прилавке, хотя все они принадлежат в основном трем главным торговым маркам: межнациональной корпорации 'Procter & Gamble', многопрофильной химической компании 'Unilever' и французской фирме 'L'Oreal'. Последние две оказались достаточно предусмотрительными: для продвижения своих шампуней они наняли Дженифер Энистон, когда та была на пике славы, сыграв Рэчел в 'Друзьях'. Возможно, именно из-за нее в рекламе косметики сегодня особое внимание уделяется вопросам 'наукообразности'.

Мне перезванивает 'женщина-Pantene'. Ей понадобилось всего-то два часа, чтобы найти ответ на мой вопрос, который прозвучал так: 'Хотя волосы мертвы, они требуют ухода. Про-витамин помогает закрывать эпидермис, и волосы выглядят красивыми и блестящими'. Так что же такое про-витамины? Она на секунду задумывается и начинает опять: 'Хотя волосы мертвы, они требуют ухода. . .'. Я благодарю ее и вешаю трубку.

В поисковую систему Google я забиваю слово 'нутрилиум'. Было бы здорово найти точное научное объяснение тому, что именно продает нам 'L'Oreal'. Но похоже, что никто этого не знает, в том числе, и веб-сайт компании 'L'Oreal'. Представительница компании через сайт сообщает мне, что 'это слово обозначает питание для волос'. Затем, когда я спрашиваю ее, зачем питать волосы, если они мертвые, дама в задумчивости замолкает.

Оказывается, про-витамины - это исходный материал для витаминов, они преобразуются в витамины в кишечнике или в крови. На наших с вами головах с ними ничего не происходит.

А как же насчет нутри-церамидов или просто насчет старых добрых церамидов? В 1999 году Комитет рекламных стандартов сделал замечание компании 'L'Oreal', которая заявила в своей рекламе, что церамид - этот 'природный укрепитель волос' - делает ваши волосы более прочными. В то же время, Комитет отказался принять к сведению жалобу по поводу заявлений компании 'L'Oreal', что церамид-R в ее шампунях укрепляет волосы. И это несмотря на то, что при проверках, результаты которых представила компания, концентрация церамида в 10 раз превышала обычную.

Когда журнал Ассоциации потребителей 'Which?' провел анализ научных заявлений о косметике за 2003 год, он обнаружил следующее: 'Некоторые заявления подтверждаются научными лабораторными исследованиями, однако потребитель может не обнаружить отличий'. В отношении заявлений, подтвержденных маркетинговыми исследованиями, один из экспертов отметил следующее: 'Трудно определить, действительно ли потребители верят в то, что говорят, или же их сообщения являются результатом воздействия предыдущей рекламы'.

Собственные исследования журнала 'Which?' показали, что шампуни, которые должны были 'добавлять пышности' жирным волосам, делали это ничуть не лучше, чем шампуни для нормальных волос. Те, которые должны были снимать 'остатки средств для укладки', показывали точно такие же результаты, как и прочие средства. Те, что должны были предотвратить выпадение волос, не впечатлили экспертов. Восстановители волос, содержащие такие компоненты, как миниоксидил, все как один действовали следующим образом: мужчины, борющиеся с облысением, намазывали ими свои лысины; повторяли эту процедуру, пока хватало денег на восстановитель, а у волос хватало сил для сопротивления ему; затем наблюдали, как выпадают оставшиеся волосы.

Дерек Дейн, живущий и работающий в Лидсе, уже много лет занимается трихологией (раздел дерматологии, изучающий волосы) и является одним из немногих британских специалистов по волосам. 'На среднестатистической голове находится 150 000 волос, - говорит он, - волос, находящийся в корне, то есть в луковице, живой. Но когда он выходит из луковицы, он умирает. Каждый волос живет в среднем 28 дней, затем он обновляется. Волосы - это протеин, кератин, состоящий из 20 аминокислот. Они практически не разрушаются. Это самый мощный протеин в теле человека. В музеях волосы можно сохранять тысячи лет'.

Структура волоса проста: каждая волосинка имеет кутикулу или оболочку из протеина, расположенную вокруг покрова, также состоящего из протеина. Это придает волосу такое качество, как прочность. 'Структура кутикулы похожа на черепицу крыши, - говорит Дейн, - если на крышу смотреть сверху вниз (как будто черепицу начинали класть с конька в направлении краев). Под воздействием ультрафиолета, кислорода и всего другого, что попадает вам на голову, эти 'черепицы' поднимаются. Когда они поднимаются, внутрь попадает воздух и повреждает сердцевину волоса'. Из волоса уходит влага, и он становится ломким. Если 'черепица' волоса лежит в беспорядке, это значит, что ваши волосы нездоровы и не блестят.

А 'святой Грааль' шампуней просто запечатывает эту черепицу. Производители испытали десятки продуктов, включая шампуни на силиконовой и диметиконовой основе. Эти компоненты, по словам Дейна, приклеиваются к поверхности волоса и защищают его сердцевину, закрывая кутикулу.

А что же кватерниум, или кват? Оказывается, это другое, более благозвучное название для уротропина 3-хлороалилохлорида, который выделяет формальдегиды (и вызывает экзему). Однако название звучит наукообразно. 'В своей основе наше тело и земля имеют избыток электронов и заряжены отрицательно, - говорит Дейн, - компоненты типа кватерниума заряжены положительно, поэтому они 'приклеиваются' к поверхности волос электростатическими силами'. При этом волосы получают 'нейтральный заряд' и 'отталкиваются' друг от друга, что создает эффект пышности.

В продуктах, обещающих 'восстановление щелочного баланса', путем добавления небольшого количества кислоты (обычно лимонной) снижается их природная щелочность.

А как насчет 'увлажнения' волос? Могут ли такие продукты увлажнить уже мертвые волосы? Да, говорит Дейн: 'Волосы легко теряют влагу и становятся в результате ломкими. Они действительно требуют увлажнения'. Но не слишком: вода составляет только 10 процентов веса здорового волоса. Почти все остальное - это кератин.

Итак, какой же тогда смысл в науке о шампунях? 'Смысл есть, - осторожно отвечает Дейн, - но знание - опасная сила. Поэтому, придя в следующий раз в супермаркет, просто закройте глаза и хватайте, что подвернется под руку'. Он добавляет, что шампуневый рынок полезен хотя бы тем, что 'дает перспективным молодым ученым возможность работать в лабораториях крупных компаний'.

Одним из таких перспективных ученых является доктор Стив Шил, старший научный сотрудник британского отделения 'Procter & Gamble'. Когда я встретил его на научной конференции трихологов в Берлине, он дрожал от возбуждения. Нет, он не изобрел завивочные щипцы с эффектом 'перманента'; группа Шила открыла настоящую причину появления перхоти.

'Это грибок, - объясняет ученый, - он растет на голове любого человека и питается маслами, вырабатываемыми вашими железами. У некоторых людей продукт распада грибка, называемый олеиновая кислота, раздражает кожу головы. Обычно вся кожа на вашем теле заменяется за 28-дневный цикл; раздражение от грибка сокращает этот цикл до семи дней. Это означает, что отмирающая кожа не высушивается до той степени, чтобы распасться на маленькие невидимые кусочки, как это бывает в обычных условиях. Вместо этого получаются крупные, видимые глазом хлопья.

И какое же новое оружие можно изобрести против перхоти? 'Разработать что-то, что убивает грибок', говорит 35-летний Шил, который пошел работать на 'Procter & Gamble', потому что 'это как азартная игра - значительно изменить внешний вид ваших волос'.

Ну, а как насчет провитамина В-5? Говорит Шил: 'Это очень маленькая молекула, которая очень важна. Дело в том, что она может проникать сквозь защитные внешние слои волоса, а их пять или шесть, чтобы оказать воздействие на его сердцевину'. Теперь все становится ясно.

Но я все еще не выяснил насчет нутрилиума. К счастью, представительница компании 'L'Oreal', чей шампунь 'Elvive', как говорят, содержит этот нутрилиум, оказалась полезной. 'Нутрилиум - это продукт, питающий слабые волосы. Он заполняет полости в волосяном стержне'. Опять же, я подозреваю, что настоящее название нутрилиума звучит как что-то типа '5-гамма хлоргидроокись хинона'. Просто эти парни-маркетологи решили, что такое научное название - это слишком. Но зачем тогда подчеркивать эту научность, если можно просто продемонстрировать результат? В конце концов, рекламодатели бекона не говорят, что в их продукте содержатся нитриты, являющиеся консервантами мяса.

'Мы спрашиваем наших потребителей, нравятся ли им наши названия', говорит дама из 'L'Oreal'. Но все равно, тон задает рынок, так ведь? 'Мы советуемся с нашими учеными по поводу рекламы'.

Что же, такая наукообразность означает, что скоро на экранах появятся ученые? 'Нет, конечно, - возмущенно отвечает дама, - наш продукт дает возможность людям совершенствоваться. Они видят красивых женщин и хотят походить на них. Но они определенно не захотят походить на ученых'. Без всякой паузы женщина продолжает: 'поэтому мы пользуемся услугами знаменитостей. Ведь люди хотят походить на них'.

Поэтому помните: если дело доходит до наукообразных терминов, не обращайте на них внимания. Что вам дело до названия, если вы умеете правильно произнести это слово?

Фолликулы и факты

L'Oreal Elvive, 1,65 фунта

Содержит: Нутрилеум

Обещание: Питает, успокаивает и разглаживает.

Научный факт: Волосам не нужно увлажнение, вода составляет лишь 10% волоска.

Sunsilk, 1,99 фунта

Содержит: Двойные кератины

Обещание: Восстанавливает поврежденные волосы

Научный факт: Волосы - это белок кератин, состоящий из 20 аминокислот. Их практически невозможно разрушить.

Распрямляющий шампунь Lee Stafford, 3,99 фунта

Содержит: Экстра-мега-кват*

Обещание: Смягчает волосы, придает им шелковистость и блеск

Научный факт: Соединения вроде кватерниума удерживаются на волосах электростатической силой, что действительно уменьшает проблему непослушных волос.

Pantene Pro-V, 1,95 фунта

Содержит: Про-витамины

Обещание: Увлажняет и разглаживает сухие, вьющиеся, непослушные волосы

Научный факт: Про-витамины практически бесполезны, пока не превратятся в витамины в крови или желудке. С волосами они ничего не сделают.

Garnier Fructis Sleek & Shine, 1,69 фунта

Содержит: Питательные фруктовые микро-масла

Обещание: Питает сухие волосы

Научный факт: Цитрусовую кислоту часто добавляют в шампуни, чтобы сбалансировать кислотность щелочных детергентов.

Alberto VO5, 1,95 фунта

Содержит: ВитасилкT

Обещание: Снижает курчавость волос и придает им блеск

Научный факт: Витамин B5 - это крошечная молекула, которая может проникнуть в волос и добраться до луковицы.