Когда на прошлой неделе, в ночь на вторник, боевики совершили в южной кавказской республике Ингушетия одновременное нападение на 15 объектов Министерства внутренних дел и сил безопасности, в результате чего погибли 98 человек, сразу же всплыло имя чеченского полевого командира Шамиля Басаева. Впрочем, его виновность на данный час не доказана. Пока ответственность за нападение взял на себя на сайте Басаева Kavkazcenter представитель 'чеченских вооруженных сил'.
Московский военный эксперт, обозреватель и критик чеченской политики России Павел Фельгенгауэр сказал в телефонном интервью в прошедшую пятницу, что нападение поддержали сторонники Басаева.
То, что на подозрении находится Басаев, имеет под собой основания. Дело в том, что в последнее десятилетие он берет ответственность за большинство крупных актов насилия мятежников в Чечне и в соседних республиках. Буквально в мае на счету Басаева оказался террористический акт в Грозном, в результате которого погиб чеченский президент милостью Москвы Ахмат Кадыров. Другие недавние кровавые следы ведут к взрывам в московском метро в феврале и в здании правительства в Грозном в декабре 2002 года, а также к захвату заложников в театре 'Норд-Ост' в Москве.
Басаев имеет склонность к проведению операций, привлекающих всеобщее внимание. Свидетельством этого явился смелый рейд, в результате которого его имя появилось в заголовках средств массовой информации по всему миру: в 1995 году, во время первой чеченской войны, будучи одним из самых влиятельных полевых командиров, Басаев захватил в больнице Буденновска на юге России 1200 заложников. Погибли более 100 человек. В последние годы все большее количество террористических актов, совершаемых по требованию Басаева, осуществляют женские отряды смертниц, 'черные вдовы'.
Выбор времени, 9-го мая, для совершения покушения на президента Кадырова выдает очевидную склонность к символике. Дата нападения на Ингушетию: 22-го июня - тоже является вехой, днем нападения Гитлера (Hitler).
Басаев всегда держал в поле зрения весь Кавказ. Как говорит военный эксперт Фельгенгауэр, свою первую операцию он провел в качестве командира чеченских добровольцев, поддержавших в период 1992-1993 годов в грузинской республике Абхазия бойцов сопротивления, боровшихся против правительства Шеварднадзе. Четыре года назад в интервью одному азербайджанскому телеканалу Басаев заявил, что он не прекратит борьбу, пока не будет освобожден весь Кавказ.
Согласно Фельгенгауэру, официально Басаев не имеет военного образования. Чеченец, родившийся в 1965 году в районном городе Ведено, что южнее Грозного, получивший образование агронома в Москве, вырос до военачальника на полях сражений. Фельгенгауэр говорит о нем как об экстравагантной фигуре среди лидеров, располагающих существенными симпатиями среди чеченского населения. При этом при нападениях Басаева, направленных против правительства и российских войск, не принимается во внимание гражданское население.
В 2000 году Басаев сам лишь чудом миновал гибели, когда миной ему оторвало ногу. Басаев считается в Чечне представителем сопротивления против России, принимавшего в девяностые годы все больший исламистский отпечаток. Он взял себе боевое имя Абдаллы Шамиля Абу-Идрисса, носит большую черную бороду.
Попыткам Москвы доказать наличие связей с международной террористической организацией 'Аль-Каида' Фельгенгауэр большого значения не придает. Существует финансовая поддержка со стороны групп, близких к 'Аль-Каиде'. Однако добровольцев приходит не так уж и много. 'Речь идет о браке по расчету, об обмене с разными регионами. Большинство исламистов просто хочет распада России'.
С 2003 года Басаев включен по ходатайству США в черный список ООН лиц и групп, поддерживающих связи с 'Аль-Каидой'. Басаев продемонстрировал свое тщеславие не только в военной, но и в политической сфере. Так, уже в 1991 году он, когда ему было 26 лет, а затем в 1997 году, баллотировался на пост президента Чечни, впрочем, неудачно. Он неоднократно входил в состав правительства, однако долго там не задерживался. С политическим конкурентом по подполью, лидером мятежников Асланом Масхадовым, избранным в 1997 году президентом, его по-прежнему разделяют разногласия. Однако, согласно Фельгенгауэру, в военном отношении они в той или иной мере сотрудничают.