Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Имперское высокомерие' или провал разведки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня получать пощечины и удары критики стало для американского разведывательного сообщества делом обычным, почти рутинным. Однако последний удар был нанесен не средствами массовой информации или Конгрессом, а 'своим человеком'. В своей новой книге "Imperial Hubris" ('Имперское Высокомерие'), произведшей эффект разорвавшейся политической бомбы, ветеран ЦРУ и бывший руководитель подразделения, занимавшегося делом бен Ладена, заявляет, что последние руководители Белого Дома

Сегодня получать пощечины и удары критики стало для американского разведывательного сообщества делом обычным, почти рутинным. Однако последний удар был нанесен не средствами массовой информации или Конгрессом, а 'своим человеком'. В своей новой книге "Imperial Hubris" ('Имперское Высокомерие'), произведшей эффект разорвавшейся политической бомбы, ветеран ЦРУ и бывший руководитель подразделения, занимавшегося делом бен Ладена, заявляет, что последние руководители Белого Дома вкупе со своими администрациями и директорами ЦРУ принижали значение угрозы со стороны бен Ладена или манипулировали ею.

Автор, назвавшийся Анонимом, называет вторжение в Ирак 'корыстолюбивой, предумышленной, неспровоцированной войной против противника, не представлявшего непосредственной угрозы'. Он отмечает, что 'бен Ладен не мог даже и мечтать о таком подарке судьбы, как американское вторжение и оккупация Ирака'. По его словам, бен Ладен находится в полной безопасности в неконтролируемых никем землях непокорных племен Пакистана, в то время как Аль-Каида после ареста помощников бен Ладена даже окрепла, поскольку осовбодившиеся вакансии были тут же заняты представителями нового поколения компьютерно-грамотных террористов. На прошлой неделе с автором книги беседовал корреспондент 'NEWSWEEК' Марк Хозенболл (Mark Hosenball). Вот выдержки из интервью.

Хозенболл: Очень необычно, когда профессиональный разведчик, до настоящего времени находящийся 'в строю', пишет книгу, в которой критикует некоторых своих начальников и поднимает вопросы американской политики. Каковы были Ваши мотивы для написания этой книги?

Аноним: Уверенность в том, что высшие эшелоны разведывательного сообщества не осознавали, и до сих пор не осознают размеры угрозы, которую представляют силы, вдохновляемые Усамой бен Ладеном. Они просто отказались принять во внимание силу религии, которая мотивирует людей, выступающих против нашей политики. Я попытался провести аналогии с американской историей и предупредить, что проблема, с которой мы столкнулись и которая называется бен Ладеном, гораздо шире и значительнее, чем отдельный человек. Она таит в себе смертельную опасность, более серьезную, чем любая другая на сегодняшний день . . . Я думаю, пришло время по-новому взглянуть на нашего противника и на то, что позволяет ему преуспевать в существующих международных условиях.

Вы думаете, ваши предупреждения могли бы предотвратить события 11 сентября?

Я не уверен, что 11 сентября можно было предотвратить, даже если бы разведка сработала оптимально. А она оптимально не сработала. Тем не менее, хочу сказать, что я один из нескольких десятков, если не сотен людей, привлекавших внимание высшего руководства разведывательных служб к проблемам, с которыми сталкивается наша разведка и которые можно было бы решить (например, нежелание говорить политическим лидерам плохие новости). Вместо этого высшее руководство и чиновники либо игнорировали эти проблемы, либо отказывались реагировать на них.

Предупреждали ли вы конкретно о том, что бен Ладен имеет возможность и намерение осуществить теракты в США 11 сентября?

Люди, работавшие против бен Ладена с того времени, как мы стали всерьез задумываться о его действиях, то есть с конца 95-го - начала 96-го годов, были уверены еще до терактов в Восточной Африке, что бен Ладен намерен совершить нападение на территории США. Бен Ладен всегда работал на публику и всегда был хозяином своего слова. Поэтому предсказать события 11 сентября было не трудно, не труднее, чем обратить пристальное внимание на средства массовой информации.

А что насчет связей между Саддамом Хусейном и Усамой бен Ладеном? Существует ли она? И имеет ли она большое значение?

Я могу говорить только на основании собственных исследований по данному вопросу. Да, я обнаружил признаки того, что между Аль-Каидой и Саддамом Хусейном, или режимом Саддама, были контакты и переговоры. В то же время, мои исследования показывают, что каких-то значительных связей между ними не существовало. Из своего собственного опыта изучения Аль-Каиды я понял, что эта организация гораздо более совершенна, чем любая из разведывательных служб Ирака, и она с большим нежеланием идет на сотрудничество со службами, которые считает слабее себя.

То есть Вы хотите сказать, что разведывательная деятельность в Аль-Каиде поставлена лучше, чем в Ираке или в любой другой стране региона?

Я склонен заявить, что Аль-Каида обладает существенными возможностями по сбору разведывательных данных и проведению контрразведывательных мероприятий. Учитывая тот ущерб, который нанесла нам Аль-Каида, и сопоставляя его с ущербом, нанесенным нам другими противниками, можно сказать, что у Аль-Каиды более профессиональная и эффективная разведывательная служба.

Уверены ли Вы, что Аль-Каида нанесет новый удар на территории Соединенных Штатов?

Думаю, в этом нет сомнений. Это цель бен Ладена. Да, он нанесет по нам новый удар в США.

Может ли Аль-Каида получить и использовать оружие массового уничтожения?

Я не знаю ответа на этот вопрос. С середины 90-х годов мы знаем, что они активно ищут любые виды оружия массового уничтожения. Мы также знаем, что они намерены его использовать. Оружие массового уничтожения в их глазах - это не фактор сдерживания. Это оружие первого удара. Поэтому, если такое оружие у них есть, они его используют. Вопрос состоит в том, есть ли у них такое оружие. К сожалению, мы можем этого не узнать, пока Аль-Каида не применит его.