Джордж Буш (George Bush) и Айяд Аляви (Ajad Allawi), его новый 'суверенный' коллега из Багдада, подыскали для времени передачи власти в Ираке действительно 'историческую' дату: 28-го июня 1914 года покушение в Сараево на наследника престола Австрии Франца Фердинанда (Franz Ferdinand) и его жену стало причиной первой мировой войны.
В тот же день пятью годами позже эта война была завершена Версальским договором, но она заложила почву для будущих конфликтов. А травма, полученная в результате сербского поражения 28-го июня 1389 года на Косовом поле, до сегодняшнего дня блокирует мирный процесс в Южной Европе. '28-е июня воспринимается почти также негативно, как и 9-е ноября - ночь погромов в Германии (1938 год) и путч Гитлера/Hitler (1923 год). Впрочем, обе эти даты бледнеют в сознании многих немцев перед позитивной памятью о 9-м ноября 1989 года, о дне падения Берлинской стены.
Будут ли через несколько лет у иракцев такие же позитивные воспоминания о 28-м июне 2004 года? Хотелось бы им этого очень пожелать. Однако предыстория и рамочные условия вчерашней передачи власти оставляют, к сожалению, мало надежд.
Дело в том, что, с одной стороны, нынешние утверждения о 'суверенитете' Ирака будут оставаться плохой шуткой до тех пор, пока в стране будут находиться оккупационные войска, а дальнейшее политическое и экономическое развитие страны будет в существенной мере определяться декретами бывшего главы оккупационной администрации Пола Бремера (Paul Bremer). В этих условиях иракское правительство, даже если в него входят столь компетентные люди, не в состоянии быть убедительным для населения и получить у него поддержку, которая необходима для умиротворения страны и ее восстановления.
С другой стороны, критики войны против Ирака, такие, как Париж, Берлин и Москва, в последние месяцы не были готовы предложить Совету безопасности принципиальную альтернативу нынешнему сценарию и выделить для реализации этой альтернативы в рамках миссии ООН свои собственные гражданские силы, полицейских и военнослужащих. В этом отношении вчерашний 'исторический день' и его инсценировка на стамбульском саммите НАТО, возможно, обеспечивают Джорджу Бушу, в лучшем или в худшем случае, победу на ноябрьских выборах.