Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реалии ядерного терроризма

Ядерный терроризм, с одной стороны, и распространение ядерного оружия в сочетании с региональными конфликтами, с другой, являются двумя самыми насущными угрозами, с которыми сталкивается сегодня наша планета

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Ядерный терроризм в действительности предотвратим, - сказал директор Белферского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете Грэхэм Аллисон. - Это вызов, брошенный нашей международной воле, решимости и пунктуальности, а не нашим техническим возможностям".

29 июня 2004 года. В докладе исследователей Фонда Карнеги за международный мир, подготовленном к проходившей на прошлой неделе конференции по нераспространению ядерного оружия, сказано, что могла бы произойти ядерная катастрофа, если бы террористы завладели ядерным оружием или материалами оружейного качества, а также если бы региональные конфликты переросли в войны с применением ядерного оружия.

В предварительном докладе "Universal Compliance: A Strategy for Nuclear Security" (Всеобщее соблюдение договора о нераспространении ядерного оружия: Стратегия ядерной безопасности), подготовленном авторским коллективом в составе Джорджа Перковича (George Perkovich), Джозефа Циринционе (Joseph Cirincione), Розы Готтемеллер (Rose Gottemoeller), Джона Вольфстала (Jon Wolfsthal) и Джессики Мэтьюс (Jessica Mathews), сказано, что ядерный терроризм, с одной стороны, и распространение ядерного оружия в сочетании с региональными конфликтами, с другой, являются двумя самыми насущными угрозами, с которыми сталкивается сегодня наша планета. Окончательный вариант этого доклада будет представлен следующей администрации США в январе будущего года.

В отличие от стран, которые могут опасаться ответного удара, террористические группировки могут не побояться применить ядерное оружие для достижения своих политических целей, сказано в докладе Фонда Карнеги.

Лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен (Osama bin Laden) выражает заинтересованность в приобретении ядерного оружия. Хотя считается, что террористические группировки не способны создать ядерное оружие, они, быть может, сумеют завладеть ядерными боеприпасами или материалами для их изготовления в других странах.

В докладе, прочитанном на конференции в Вашингтоне, рекомендуется повысить физическую защищенность объектов ядерного оружия, особенно находящихся на территории бывшего Советского Союза, и прекратить во всем мире производство ядерных материалов оружейного качества.

"Если США и другие просто не прекратят делать то, что они делают сегодня, в предстоящем десятилетии станет вполне вероятным повторение событий 11 сентября 2001 года в ядерном сценарии", - заявил директор Белферского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете Грэхэм Аллисон (Graham Allison).

"Ядерный терроризм в действительности предотвратим, - сказал г-н Аллисон. - Это вызов, брошенный нашей международной воле, решимости и пунктуальности, а не нашим техническим возможностям".

Россия и США, у которых со времен "холодной войны" сохраняются самые большие запасы оружейного плутония, должны подать пример, сказано в этом докладе.

Министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham) недавно призвал организацию "Global Threat Reduction Initiative" (Глобальная инициатива по уменьшению угрозы) к 2009 году вернуть с исследовательских реакторов всей планеты на родину все российское и американское ядерное топливо.

"Для этого не нужны ни воля, ни ресурсы", - сказал г-н Абрахам, выступая 14 июня с.г. в Национальном пресс-клубе.

Однако тенденции свидетельствуют, что Россия и США снова возвышают роль ядерного оружия, заявил бывший сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), демократ от штата Джорджия, который избирался в сенат четыре раза и только в 1997 году ушел с должности председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил.

Г-н Нанн сказал, что американо-российские договоренности, например, Московский договор, не ставили своей целью полное ядерное разоружение, и тем самым послали "плохое сообщение остальному миру". Он призвал американского и российского президентов понизить боеготовность своих ракетно-ядерных комплексов, выведя их из состояния, при котором обеспечивается пуск ракет в срок не позднее 15 минут с момента получения приказа.

Если бы это было сделано, сказал г-н Нанн, "мы могли бы сразу же избавиться от угрозы быстрого гарантированного уничтожения и резко сократить шансы случайного, ошибочного или несанкционированного пуска ракет".

Сегодня, как сказано в докладе, ядерным оружием обладают восемь государств. В договоре о нераспространении ядерного оружия (Nuclear Nonproliferation Treaty, NPT) перечислены только пять государств, которые должны определять мировой ядерный порядок: Китай, Франция, Россия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Все они произвели испытательные взрывы ядерных бомб до 1 января 1967 года и являются единственными постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН).

Соединенные Штаты - единственная в мире страна, которая применила ядерное оружие против Японии, чтобы принудить последнюю к капитуляции и приблизить конец второй мировой войны.

Три других ядерных государства - это Израиль, Индия и Пакистан. Северная Корея и Иран тоже стремятся к обладанию ядерным оружием, которое обеспечивает способность устрашения противника.

Ряд стран, в том числе Австралия, Бразилия, Египет, Германия, Япония, Испания, Южная Африка, Южная Корея, Тайвань и Югославия, после 1970-х годов прекратили свои программы разработки ядерного оружия. Недавно их примеру последовали Ирак и Ливия. В докладе Фонда Карнеги сказано, что многие из них имеют экономические и технические ресурсы для возрождения своих ядерных программ, а поэтому их следует отговорить от этого.

В докладе Фонда Карнеги сказано, что после ядерного терроризма самыми опасными вызовами являются региональное распространение ядерного оружия и конфликты в Северо-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

Другую озабоченность представляет собой Пакистан, особенно после того, как стало известно, что главный пакистанский ученый-ядерщик Абдул Кадыр Хан (A.Q. Khan) и его помощники на черном рынке продавали чертежи и компоненты ядерного оружия Ливии, Ирану, Северной Корее и, возможно, другим странам.

"Ядерная Северная Корея - не какая-то там отдаленная потенциальная возможность, она существует здесь и сейчас", - сказал бывший заместитель помощника министра обороны Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell).

Агентство "France-Presse" в конце апреля с.г. сообщило, что американские аналитики полагают, будто у Северной Кореи есть, как минимум, восемь ядерных боеприпасов, а не два, как подозревали прежде.

Северная Корея "участвует в игре с ядерным оружием", сказал г-н Кэмпбелл. Азиатские страны продолжают игнорировать эту реалию, потому что видят более срочные задачи в переполненном напряженностью Тайваньском проливе, сказал он. Они могут поменять свои взгляды, если Северная Корея проведет испытания ядерного оружия, как она сделала в 1998 году, сказал он.

Проект доклада Фонда Карнеги содержит смелую рекомендацию: всякую попытку Северной Кореи экспортировать ядерные материалы или системы оружия следует рассматривать как "акт войны против Соединенных Штатов".

Но США едва ли атакуют северокорейские ядерные объекты, потому что их не поддерживают союзники в лице Японии и Южной Кореи, сказал декан Дипломатической школы при Джорджтаунском университете Роберт Галлуччи (Robert Gallucci).

С другой стороны, если США будут считать, что Северная Корея передала ядерный материал другой стране или террористической группировке, "это следует рассматривать как акт, который дает нам основание предпринять быстрые силовые действия для ликвидации проблемы и предотвращения ее повторения в будущем". В таком случае Вашингтону не потребуется согласие своих союзников для защиты своих интересов безопасности, сказал г-н Галлуччи, бывший переговорщик, участвовавший в подготовке рамочного соглашения с Северной Кореей (Agreed Framework) в 1994 году.

В рамочном соглашении, которое было заключено при администрации Клинтона (Clinton), Северная Корея согласилась прекратить переработку плутония в обмен на два ядерных реактора на легкой воде для производства электричества. В ноябре 2002 года северокорейские официальные лица признали, что в нарушение рамочного соглашения они осуществляют тайную программу разработки ядерного оружия, и затем Пхеньян вышел из NPT. Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в прошлом месяце нашли убедительные доказательства того, что в 2001 году Северная Корея передала Ливии почти 2 т урана.

Конечной целью администрации Буша-младшего является "полное, поддающееся проверке и необратимое свертывание северокорейской ядерной программы", хотя г-н Кэмпбелл сказал, что администрация США не способна согласовать единую политику в отношении Пхеньяна. Соединенным Штатам следует "подготовиться к возможности того, что Северная Корея не пожелает отказаться от своих ядерных возможностей", сказано в проекте доклада Фонда Карнеги.

"С точки зрения Северной Кореи, она больше не связана NPT, потому что в прошлом году вышла из этого договора, а поэтому мы снова оказались в самом начале", - сказал советник посольства Южной Кореи в Вашингтоне Бьюн Се Юн (Byung-se Yun).

В проекте доклада рекомендуется также укрепить американские соглашения о безопасности с Южной Кореей и Японией, чтобы "повысить силу устрашения и стабильность на Корейском полуострове" и сократить побудительные мотивы для других стран стать обладателями ядерного оружия.

Трения между США и Южной Кореей из-за общей политики в отношении Северной Кореи в сочетании с возвышением Китая как военной державы могут ограничить влияние США в регионе, сказал ассоциированный старший исследователь международных отношений в Фонде Азии (Asia Foundation) Скотт Снайдер (Scott Snyder).

"Ослабление американо-корейского альянса повышает вероятность того, что Северная Корея в самом деле сможет приобрести ядерный статус, - сказал он, - потому что отсутствие у нас способности опираться на этот альянс серьезно ограничивает варианты действий США в отношениях с Северной Кореей".

Возможные амбиции Ирана произвести ядерное оружие казались более реальными на прошлой неделе, когда Иран объявил, что возобновит работы по обогащению урана, тем самым отказавшись от соглашения с Соединенным Королевством, Францией и Германией от октября 2003 года, в котором он обещал приостановить цикл переработки ядерного топлива. Иран настаивает, что его программа преследует мирные цели, такие, как выработка электроэнергии.

В регионе, где Израиль обладает ядерным оружием, а другие ближневосточные страны либо имеют, либо подозреваются в том, что имеют химическое и биологическое оружие, ядерный Иран добавил бы "угрожающей летучести и без того взрывоопасной обстановке в этом конфликтном регионе", сказано в докладе Фонда Карнеги. Египет, Саудовская Аравия или другие страны могли бы пойти по стопам Ирана и начать или возобновить свои ядерные программы, сказано в докладе.

Европейские страны после осуждения Ирана руководством МАГАТЭ решили не передавать рассмотрение вопроса об Иране в Совет Безопасности, однако заместитель государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон (John Bolton) на прошлой неделе заявил Конгрессу США, что Америка полна решимости сделать это.

"Пока что американцы разыгрывают из себя 'плохого копа', - сказал старший советник Центра стратегических и международных исследований Роберт Эйнхорн (Robert Einhorn). - Теперь необходимо, чтобы США и Европа поменялись ролями".

Иран едва ли откажется от своей ядерной программы после того, как вложил в нее долгие годы труда и достиг прогресса в деле обогащения урана, сказал г-н Эйнхорн. В конце прошлого года Иран сообщил, что, используя методики центрифугирования и лазерной обработки, успешно обогатил небольшое количество урана; согласно докладу Исследовательской службы Конгресса США от 2004 года, Иран также выделил небольшое количество плутония.

"Мне точно известно, что без значительно более сильных европейских палок и куда более привлекательных американских морковок перспектива того, что Иран откажется от своих возможностей по созданию ядерного оружия, будет очень малой", - сказал г-н Эйнхорн.