И снова в одном из помещений офисного здания, где работает автор этих строк, сменился владелец. Поначалу здесь располагалась турфирма, и это было удобно для всех, кому приходилось много ездить по свету. Однако через какое-то время фирма исчезла, освободив место для магазинчика, в котором продавались совершенно бесполезные, но очень дорогие безделушки. Правда, сувенирная лавка тоже продержалась недолго.
Теперь в полуподвальном помещении разместилась картинная галерея, и, возможно, это наиболее правильное решение. Здесь посетитель найдет не современное беспредметное искусство, а порождения социалистического реализма.
Маленькая галерея попала в модную струю, наполняющую сегодня Москву, которая вообще-то не испытывает недостатка в продукции изобразительного искусства самых разных направлений. Ностальгический взгляд на социалистическое наследие снова в моде. 'Новые русские' тоже начинают интересоваться патриотическим соцреализмом по мере того, как изображения суровых колхозниц, улыбчивых трактористов, жизнерадостных пионеров и храбрых советских воинов заметно поднимаются в цене.
Парадоксально, но для прихода этой новой волны соцреализма потребовалось определенное вмешательство Запада.
Такие люди, как Мэтью Боун, владелец лондонской Изо-Галереи или американский бизнесмен Рэй Джонсон уже на протяжении нескольких лет скупают в российской провинции все, что им предлагают местные художники в своих маленьких мастерских. За 50 или 100 долларов иностранцы в девяностых годах покупали картины, которые затем продавались на Западе за несколько тысяч. Это было время освоения золотых приисков, говорит Боун.
Рэй Джонсон из Миннеаполиса за последние 15 лет организовал в США 17 аукционов по продаже предметов искусства и заработал на этом много денег. Только одному небедному клиенту он, по собственному признанию, продал 120 советских картин сомнительного качества на общую сумму в 25 миллионов долларов. Личная коллекция Джонсона сейчас состоит из 14 тысяч полотен.
Российские музеи слишком поздно поняли, какой лакомый кусок уплывает у них из-под носа. Когда Третьяковская галерея решила устроить выставку, посвященную развитию русской живописи на протяжении последнего века, москвичам пришлось констатировать, что лучшие экспонаты уже давно в Америке.
Однако на фоне пробудившейся тоски по советскому искусству и бурно растущих финансовых возможностей российских меценатов сезон распродаж закончился. Теперь галерея Леонида Шишкина позволяет себе запросить шесть тысяч долларов за панораму горнопромышленного предприятия кисти Виктора Перельмана. Картину с названием 'Интересная радиопередача', изображающую восторженных пионеров с красными галстуками перед репродуктором, организаторы рассчитывают продать на аукционе за 60 тысяч долларов. Тем, кого мучает ностальгия, предлагается раскошелиться.