Изображение Христа с подписью 'Coca Cola - This is my blood' ('Кока Кола' - это моя кровь) и другие 40 провокационных произведений, по мнению авторов-художников, ни в коем случае не должны оскорблять чувства верующих. Тем не менее, директор московского Центра Сахарова Юрий Самодуров и два соорганизатора выставки 'Осторожно: религия!' должны теперь предстать перед судом по обвинению в разжигании межнациональной и межконфессиональной розни.
Процесс по делу одного из самых важных центров российского правозащитного движения является ярким примером непрочных взаимоотношений между правозащитниками и Русской Православной Церковью (РПЦ).
Московская организация 'За права человека' уже несколько лет пытается запретить первый школьный учебник по изучению православия из-за якобы антисемитских и ксенофобских пассажей. 'Московское правозащитное бюро' подало иски против кинопрокатчика, показавшего этой весной фильм 'Страсти Христовы' Мэла Гибсона, так как картина является антисемитской. Известный на Западе своей смелой активностью против войны в Чечне экс-диссидент Сергей Ковалев вообще пришел к выводу, что 'традиционное русское православие является, собственно говоря, антихристианской сектой'.
Заместитель руководителя Отдела внешних церковных сношений РПЦ Всеволод Чаплин упрекает правозащитников, единогласно защищающих критикуемую церковью выставку, в двойных стандартах. Их позиция, по его мнению, похожа на 'позицию большевиков'. 'Наше возвращение в школу, в армию, высказывание определенной точки зрения по общественно важным вопросам, - перечисляет священник, - все это наталкивается на фантастическое сопротивление'. Иностранные спонсоры российских правозащитников, вероятно, не всегда знают, какую позицию занимают их российские партнеры.
Никаких претензий на монополию прав человека
В свою очередь, критикующий церковь эксперт-религиовед Александр Верховский возлагает основную вину за возникшую конфронтацию на Московский Патриархат. 'Церковь не любит правозащитников потому, что те заступаются за религиозные меньшинства и требуют от Патриархата прекращения интенсивных контактов со спецслужбами, поддерживаемых еще с советского времени, - говорит он. - Церковь рассматривает права человека как часть западных либеральных ценностей, которые являются вызовом для того, что Православие называет цивилизацией'.
'Поскольку они уже давно представляют исчезающее меньшинство населения, то претензия 'состарившихся диссидентов' на монополию, что касается прав человека, несостоятельна, - резюмирует Всеволод Чаплин. - Церковь тоже рассматривает права человека, человеческое достоинство и данную ему Господом свободу - как важные ценности. Не менее важны свобода вероисповедания, национальные святыни, благополучие и независимость родины', - добавляет он.
Несмотря на то, что в советские времена и церковь, и диссиденты одинаково преследовались коммунистическими властями, сегодня их больше не связывает никакая совместная деятельность. Параллельно с процессом против Музея Сахарова, Московский Антифашистский Центр, 'Союз ветеранов-евреев' и 'Союз Православных Граждан' пытаются в рамках другого процесса добиться обвинительного приговора автору одной неонацистской и антирелигиозной подстрекательской статьи. На сегодняшний день это сотрудничество поверх идеологических окопов - не что иное, как примечательный прецедент.