Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Знакомьтесь - новый джихад

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Повстанцы не намерены складывать оружие. На самом деле характер повстанческого движения в Ираке претерпевает фундаментальные изменения. Прошлой осенью 'Time' сообщал, что сопротивлением руководят члены бывшего баасистского режима, использующие для изгнания иностранных оккупантов и восстановления своей власти тактику партизанской борьбы

Корреспондент 'Time' выяснял, как иракские повстанцы стремятся создать исламское государство и превратить страну в рай для террористов

Этот спокойный дом находится на окраине Фаллуджи в районе, где не появляются американцы. В доме собралась группа арабских шейхов, чтобы обсудить вопросы священной войны, которую они и их последователи ведут против США. Мужчины одеты в белые одежды, у всех длинные бороды. Они важно приветствуют друг друга. Все эти люди иракцы, и все они являются последователями вакхабизма - жесткой ветви ислама, подавлявшегося при Саддаме Хусейне. В отличие от типичных иракских гостиных в этой комнате нет картин, украшающих стены, нет телевизора или радио, уютно разместившихся в углу. Эти предметы роскоши запрещены, как они были запрещены при талибах в Афганистане. В конце комнаты молча стоит несколько человек из Саудовской Аравии.

Один из шейхов, глава группы, обращается ко мне по-арабски и на высокопарном английском. Война в Ираке, говорит он, это война за освобождение, но не одной страны, а всех мусульманских земель, мусульман и самого ислама. С врагом не может быть никаких переговоров, с ним нет ничего общего. Он и его люди выступают за бесконечное сопротивление правоверных. 'Может быть, эта война будет длиться долго, - говорит он, - может быть, это мировая война'.

После совещания эти люди переходят в сад и в сумерках пьют сладкий черный чай. Во время нашей беседы, в ходе которой они читают мне лекцию по исламу, разговор прерывается громом. Из сельского дома, находящегося всего в сорока метрах от нас, в небо с оглушительным ревом взмывает ракета и летит в направлении ближайшего укрепления американских морских пехотинцев. 'Аллах Акбар', - бормочут все присутствующие. Аллах велик. Минутой позже раздается призыв имама к вечерней молитве. 50 боевиков, собравшиеся в тихом саду, садятся плотными рядами на колени за одним из имамов и начинают благоговейно молиться с поклонами. Затем часть из них уходит, чтобы подготовиться и выйти на охоту на американцев.

США надеются, что после передачи власти на этой неделе переходному иракскому правительству боевые столкновения и гибель людей постепенно начнут сходить на нет. А укрывающиеся за пределами Фаллуджи боевики, подобные этим, твердо намерены продолжать кровавую бойню. На прошлой неделе боевики продемонстрировали свою жестокость и безжалостность на всей территории Ирака, когда провели серию атак, поражающих своими масштабами и координацией.

Только за один день повстанцы осуществили нападения в шести городах, взрывая полицейские участки, захватывая правительственные здания, уничтожая из засад американских военных. За день было убито более 100 человек, включая трех военнослужащих США. Хотя американское командование по-прежнему утверждает, что в силах успешно сдерживать действия повстанческих сил, новый премьер-министр Ирака И.Аллави говорит, что после вступления в должность он может ввести в стране военное положение. Этот шаг, пусть временно, но прекратит действие многих свобод, которые американцы якобы хотят принести в Ирак. 'Мы ожидали такого развития событий, - говорит Аллави, - мы будем с этим бороться и мы сокрушим сопротивление'.

Повстанцы не намерены складывать оружие. На самом деле характер повстанческого движения в Ираке претерпевает фундаментальные изменения. Прошлой осенью 'Time' сообщал, что сопротивлением руководят члены бывшего баасистского режима, использующие для изгнания иностранных оккупантов и восстановления своей власти тактику партизанской борьбы.

Однако последние расследования корреспондентов 'Time', основанные на встречах и беседах с боевиками, племенными лидерами, религиозными деятелями и представителями американской разведки, показывают, что повстанцы превращают свое сопротивление в международный джихад. Иностранные боевики, когда-то отошедшие от своих группировок на родине, в настоящее время создают боевые ячейки и целые группы совместно с иракцами. Многие офицеры из бывшей тайной полиции и республиканской гвардии Саддама, которые два года назад пили и распутствовали, сегодня не осмеливаются даже закурить. Они говорят, что воюют за Аллаха, а настоящие борцы за веру отказываются от земных слабостей.

Боевики сообщают, что сейчас их цели гораздо шире, чем просто изгнание американцев. Они хотят превратить Ирак в Афганистан образца 80-х годов, сделав из него полигон для обучения молодых борцов за веру, которые сформируют следующую волну рекрутов Аль-Каиды и подобных ей группировок. Почти все новые отряды джихада, по словам боевиков, получают если не приказы, то вдохновляющие идеи от Абу Мусаба аль-Заркави, активного члена Аль-Каиды, который, по мнению американцев, стоит у истоков превращения повстанческого движения в террористический джихад. Группа аль Заркави в прошлую субботу похитила троих турецких рабочих и пригрозила отрубить им головы, если в течение 72 часов все турецкие компании не покинут Ирак.

А сейчас вызревают условия для того, чтобы повстанцы трансформировали свою вооруженную борьбу в политическое движение и воспользовались неразберихой, чтобы превратить отдельные районы Ирака в удельные княжества с правлением по образцу талибов. Лидером такого движения может стать шейх Махди Ахмед аль Сумаидаи, бескомпромиссный имам-салафист, недавно освобожденный из тюрьмы 'Абу Грейб' и в настоящее время базирующийся в радикальной багдадской мечети Ибн Таимия. Лидеры моджахедов и американские военные разведчики в Ираке говорят, что многие боевики сплачиваются вокруг Харита аль Дари, возглавляющего Ассоциацию мусульманских богословов, наиболее значительную суннитскую организацию Ирака. Аль Дари, сделавший своей штаб-квартирой мечеть Матери Всех Битв, по словам осведомленных людей, сыграл ключевую роль в мобилизации боевиков во время апрельского восстания в Фаллудже. Во время собрания там боевиков 9 апреля один из его помощников обратился с призывом к мусульманам за пределами Ирака присоединиться к борьбе. В результате аль Дари получил мощную поддержку со стороны иракских и иностранных боевиков, которые считают, что он может стать фигурой, схожей по своей значимости с лидером Талибана муллой Омаром.

Боевики также сказали корреспонденту 'Time', что на прошлой неделе аль Заркави намеревался нанести удары еще большей сокрушительной мощи. Когда боевики проводили нападения в Фаллудже и Бакубе, группа иракского сопротивления, работающая с аль Заркави, проникла в Багдад. Мелкими группами в нескольких машинах боевики приблизились к объектам нападения, ожидая приказа своих командиров, включая самого аль Заркави, на нанесение ударов. Не получив такого приказа, группа покинула столицу до следующего раза.

Представители американской разведки говорят, что Ирак как магнит притягивает мусульманских фанатиков со всего мира. 'Ирак стал полигоном', - говорит один из руководителей американской разведки. - Боевики уверены, что могут воевать бесконечно. 'Не мы ведем джихад, - говорит один из полевых командиров боевиков, - джихад направляет Пророк, и он будет продолжаться до Судного Дня'. На этой неделе США передают политическую власть в стране иракцам. На этом фоне любопытно будет изнутри взглянуть на то, как действуют новоиспеченные борцы за веру, и какую угрозу стабильности в Ираке они представляют.

Крестный отец

До американской интервенции в Ираке весной прошлого года аль Заркави был мало заметной фигурой в мире глобального терроризма. По данным американской разведки, этот 37-летний иорданец месяцами путешествовал по Афганистану, Ирану и Грузии, предлагая свои услуги исламистским группам в качестве консультанта по терроризму. Перед войной наиболее тесные связи у него были с организацией 'Ансар аль Ислам' - группой боевиков, базирующейся в Курдистане и связанной с Аль-Каидой. Представители разведки подозревают, что прошлой весной аль Заркави уехал в Иран, где стал одним из членов руководства этой организации. Затем он вновь проник на территорию Ирака.

За последние шесть месяцев авторитет аль Заркави в радикальных исламских кругах значительно вырос, по мере роста масштабов террористической деятельности, включая нападения боевиков-самоубийц. Через активную кампанию с использованием Интернета аль Заркави разрекламировал себя и свою группу 'Аттавахид Валь Джихад' (Единство и Священная Война). Один из высокопоставленных американских военных сказал, что по оценке США, аль Заркави сыграл ключевую роль в координации действий боевиков на прошлой неделе и планирует теперь новые операции. 'Этот парень знает, что делает', - говорит американский военный.

Как рассказывают члены отрядов боевиков, тесно связанных с сетью аль Заркави, этот иорданец действует в лучших традициях крестных отцов мафии, а не как традиционный полевой командир. Боевики командного звена говорили корреспонденту 'Time', что аль Заркави не руководит каждодневными боевыми действиями а разрабатывает стратегию и планирует наиболее крупные операции. Аль Заркави обладает несравненным даром убеждения и внушения. 'Некоторым из эмиров достаточно сесть рядом с ним и послушать его, - говорит полевой командир, действующий в Фаллудже, - и они уходят полностью преданными ему'.

Роль аль Заркави как лидера повстанческого движения выросла в апреле прошлого года во время противостояния боевиков и американских морских пехотинцев в Фаллудже. Иностранные боевики со всего Ближнего Востока, в том числе, из Сирии и Саудовской Аравии, во время наступления американской морской пехоты воевали на баррикадах вместе с иракскими повстанцами. По словам руководителей иракских боевых групп, такого рода взаимодействия 'в поле' раньше не отмечалось, поскольку иностранцев считали террористами, заинтересованными только в крупных терактах и нападениях на гражданские объекты. Сейчас иностранные боевики совместно с иракцами используют более традиционную тактику партизанской войны, засады у дорог и минометные обстрелы американских военных.

Несмотря на усилия аль Заркави по вовлечению в свою сеть иракских боевых групп, 'внутренний круг' его помощников и телохранителей состоит исключительно из иностранных боевиков. Никто не может точно сказать, сколько иностранных боевиков воюет в Ираке. Отчасти это происходит от того, что они сторонятся даже тех, кто работает вместе с ними. 'Иностранцы никому не доверяют, даже собственной одежде', - говорит иракский боевик. Он добавляет, что аль Заркави, как и Усама бен Ладен, стал одиозной фигурой для боевиков, которые восхищаются его методами и религиозной страстью. 'Формально большая их часть не входит в его группу, - говорит боевик, - но каждый, особенно иностранцы в Ираке, разделяющие его идеи джихада, считают себя частью 'Аттавахид Валь Джихад'.

Помощники

Среди тех, кто полностью отдался священной войне джихад - командир боевиков Абу Али. Специалист по баллистическим ракетам, бывший федайин Саддама Хусейна, во время американского вторжения он сражался с войсками коалиции. С тех пор Абу Али - один из командиров сил сопротивления. Он организует ракетные обстрелы 'зеленой зоны' - штаб-квартиры американской администрации в Багдаде. Во время интервью 'Time' осенью прошлого года он говорил с надеждой о том, что Саддам вернется и восстановит баасистский режим. Но во время недавней встречи возле сельской мечети Абу Али сказал, что теперь он сражается за очищение всех мусульманских земель от неверных и за создание исламского государства в Ираке. 'В Ираке для джихада больше возможностей, чем в Афганистане в 80-е годы, потому что повстанцы сегодня оснащены более современным оружием и разрабатывают новые его виды', - заявляет он.

Крен повстанческого движения в сторону религиозной идеологии отчасти вызван финансовой необходимостью: поимка Саддама и его ближайших сподвижников лишила повстанцев источников финансирования. Это заставило иракские группировки обратить взоры на иностранных спонсоров в таких местах, как Персидский залив. А спонсоры, в свою очередь, потребовали от повстанцев принятия радикальной религиозной идеологии. 'Захватом Саддама мы нанесли по ним мощный удар, и вот к чему это привело, - говорит высокопоставленный американский военный, - получается, что существуют не только браки по расчету, иногда и группы боевиков по расчету принимают установки джихада'.

Одна такая группировка, лидеры которой встретились с корреспондентом 'Time', называется 'Катаиб аль Джихад аль Исламия', или 'Батальоны священной исламской войны'. Основанная боевыми офицерами саддамовских спецслужб, таких как Республиканская гвардия, которые в свое время избегали терактов против гражданских лиц, сегодня эта группа представляет собой мощное иракское крыло сети аль Заркави.

Командиры данной группы сегодня заявляют, что признают законными атаки с массовыми жертвами; они утверждают, что невинные люди, убитые в ходе таких нападений, направляются прямиком в рай. На видеокассете, снятой членами группы и переданной корреспондентам 'Time', видно, как боевики цитируют призывы Бен Ладена и ссылаются на фундаменталистские толкования Корана. 'Катаиб' принимает в свои ряды иностранных боевиков. Один из членов данной организации говорит, что в ее структуре имеется подразделение полностью укомплектованное иностранцами, называемое 'Зеленая бригада'. Командиры группы заявляют, что их бойцы на прошлой неделе участвовали в нападениях на американских морских пехотинцев в Фаллудже и возглавляли восстание в Бакубе.

'Катаиб' вербует новых членов из числа бывших узников Абу-Грейба. Многие мужчины, такие как бывший армейский офицер Абу Мустафа, говорят, что проводили время в тюрьме, изучая салафистский ислам и уроки джихада, которые давали им бородатые иракцы и арестанты из таких стран, как Сирия и Саудовская Аравия. Абу Мустафа заявляет, что тюремные камеры стали тайными мини-медресе, или религиозными школами. 'Мы напряженно учились целыми днями до поздней ночи', - говорит он. Недавно американцы выпустили на свободу сотни задержанных, предоставив таким образом в распоряжение боевиков джихада новое пополнение. 'Там был один человек, который даже не знал, как молиться, - рассказывает Абу Мустафа, - когда он вышел на свободу, то стал как имам, и сейчас он один из самых храбрых наших бойцов'.

Будущее джихада

Американцы не верят, что у повстанцев есть организованная структура управления. Даже сеть аль Заркави представляется им не военизированным формированием, а децентрализованной террористической организацией. Иракские полевые командиры говорят, что структура организации постоянно меняется, в ней не существует формального членства, принадлежности к одной из групп. Аморфный характер сопротивления свидетельствует, что оно может легко распространиться в центр суннитских районов, где американские войска пытаются навести порядок. Фаллуджа уже стала убежищем террористов; боевики говорят, что скоро такими убежищами станут Бакуба и Самара.

В условиях, когда американские войска рассредоточены, а силы иракской безопасности еще долгие месяцы не смогут влиять на обстановку, существуют опасения, что боевики аль Заркави создадут по всей стране оплоты джихада, где они смогут вербовать и обучать новых фанатиков для своей армии. Это будет похоже на северо-западные провинции Пакистана, ставшие прибежищем для Аль-Каиды. Амбиции боевиков растут. Полевой командир 'Катаиба' Абдулла говорит, он счастлив от того, что американские войска остаются в Ираке. Это означает, что он сможет продолжать свой джихад. Когда одного из боевиков отряда Абдуллы спросили, что он будет делать, когда американцы уйдут, он ответил: 'Мы будем преследовать их до США'.