30 июня 2004 года. Хочет ли президент Владимир Путин обанкротить ЮКОС или просто раздавить ее ведущего акционера Михаила Ходорковского? Г-н Путин заявляет, что банкротство этой компании не отвечает интересам его администрации, однако чем дольше будет сохраняться неопределенность, тем больший урон будет нанесен инвестициям в России.
Вчера суд поддержал иск Министерства РФ по налогам и сборам к ЮКОСу, где сказано, что компания должна заплатить недоимки по налогам за 2000 год в сумме 3,4 млрд. долл. США, которые она выплатить не в состоянии, пока ее авуары остаются "замороженными". Налоговое министерство заявило, что не пойдет на дружескую договоренность. Теоретически, судебные приставы могли бы начать снимать деньги со счетов ЮКОСа и распродавать ее имущество уже в ближайшие дни.
Не обязательно все потеряно. ЮКОС может подать апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию, а 2 июля будет рассматриваться ее апелляция с целью добиться отмены ареста авуаров, что позволило бы этой компании найти деньги и отодвинуть надвигающееся банкротство. Однако высказываются опасения, что даже в случае, если ее авуары будут "разморожены", ей будут предъявлены новые требования о погашении задолженностей по налогам за последующие годы в размере 9-10 млрд. долл. США.
Г-н Путин подчеркивает, что дело ЮКОСа следует решать в судебном порядке, однако его влияние на этот процесс остается ощутимым. ЮКОС хочет решить проблему задолженности путем продажи своего имущества и акций, которые находятся у контролирующих акционеров. По словам инсайдеров компании, правительственные чиновники ответили, что без согласия президента никакого конкретного решения принято не будет.
Акции ЮКОСа вчера упали в цене на 5%, а российская фондовая биржа - на 2,3%. Дело ЮКОСа будет давить на фондовую биржу столько, сколько оно будет тянуться. Однако это будет ничто по сравнению с тем воем из-за границы, если в результате банкротства этой компании лишатся своей собственности банки и миноритарные акционеры.