Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский суд удовлетворяет иск против "ЮКОСа"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока что Ходорковскому удается обеспечить собственную безопасность как раз тем, что он всячески отождествляет себя с компанией, однако в заложниках такой политики остаются другие акционеры "ЮКОСа", говорит Йордан. По мнению многих российских экспертов, Кремль использует вынесенное во вторник решение по налоговому делу в качестве скрытого рычага в деле против непосредственно Ходорковского

Москва. - Во вторник российский суд удовлетворил налоговый иск против ведущей российской нефтяной компании "ЮКОС" в размере 3,4 миллиарда долларов. Таким образом, компания еще на шаг приблизилась к вопросу, на который ей вскоре придется очень серьезно отвечать: как расплатиться, не обанкротившись?

Во вторник адвокаты "ЮКОСа" заявили, что будут рекомендовать своим клиентам подать апелляцию на это судебное решение, в результате чего его исполнение будет в любом случае приостановлено.

На настоящий же момент решение Московского Арбитражного суда позсволяет росийскому правительству в любое время потребовать начала выплат.

- В этом последнем судебном решении указана сумма, но не указаны сроки [выплат], - сказал во вторник главный аналитик инвестиционной компании 'Тройка-Диалог' Джеймс Фенкнер (James Fenkner), - для миноритарных акционеров, которые еще держат акции компании, важно, что, во-первых, "ЮКОС" ждут огромные налоговые штрафы, и, во-вторых, держателем контрольного пакета станет государство.

Сегодня миноритарным акционерам "ЮКОСа" действительно приходится мириться с тем неприятным для них фактом, что, хотя государство и не хочет банкротства "ЮКОСа", оно безусловно хочет контроля над ним.

Президент России Владимир Путин уже говорил в этом месяце о том, что он не хочет, чтобы миллиардные выплаты по налоговым недоимкам привели к банкротству "ЮКОСа". По мнению экспертов, учитывая, что сейчас "ЮКОСу" запрещено продавать любые активы, кроме добываемой им нефти, самым лучшим выходом для него будет отказаться от акций в пользу государства.

Кроме того, судьба компании, скорее всего, будет неразрывно связана с судьбой ее основателя Михаила Ходорковского, сейчас содержащегося под стражей - и, по словам миноритарных акционеров "ЮКОСа", именно от этого они сейчас и страдают.

Давление на "ЮКОС" началось как раз после того, как он из неповоротливого российского предприятия превратился в компанию, которая стремилась стать финансово прозрачной и создать систему управления, отвечающую всем западным стандартам.

Сейчас его основатель и самый богатый человек России Михаил Ходорковский сидит в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и других преступлениях. Другие ключевые акционеры компании или убежали из России, или тоже в тюрьме, а российские и американские менеджеры завели между собой публичную и совсем ненужную склоку.

Иностранные инвесторы, в первую очередь инвестиционные управляющие компании и хедж-фонды (фонды, извлекающие прибыль главным образом из спекуляций ценными бумагами, а не из управления инвестиционным портфелем - пер.) пачками продают акции "ЮКОСа", из-за чего во вторник цена опустилась до 7,70 доллара за акцию, в то время как прошлым летом она держалась на уровне 16 долларов за акцию. Однако миноритарные акционеры все еще владеют примерно 30 процентами "ЮКОСа". Контрольным же пакетом в 44 процента распоряжается Ходорковский.

Следующей важной датой для "ЮКОСа" станет 12 июля, когда возобновится рассмотрение уголовного дела против самого Михаила Ходорковского. По мнению инвесторов, налоговый процесс против "ЮКОСа" теснейшим образом связан с уголовным - против олигарха-миллиардера.

- Будущее "ЮКОСа" зависит от того, насколько удастся дистанцировать компанию от владельца контрольного пакета, - говорит инвестор Борис Йордан, приглашенный американскими и европейскими управляющими компаниями, владеющими акциями "ЮКОСа", представлять их интересы и добиваться представительства в совете директоров.

Пока что Ходорковскому удается обеспечить собственную безопасность как раз тем, что он всячески отождествляет себя с компанией, однако в заложниках такой политики остаются другие акционеры "ЮКОСа", говорит Йордан.

По мнению многих российских экспертов, Кремль использует вынесенное во вторник решение по налоговому делу в качестве скрытого рычага в деле против непосредственно Ходорковского. Вполне вероятно, что предметом переговоров может стать сделка между ним и государством, в которой ему будет предложено отдать свои акции "ЮКОСа" в обмен на свободу или уменьшение срока заключения.

Пока же, как сказал в пятницу в одном из интервью новый генеральный директор "ЮКОСа" Стивен Тид (Steven M. Theede), с какими-либо конкретными предложениями по условиям оплаты налоговых недоимок правительство к компании не обращалось.

Во время судебного заседания, прошедшего во вторник, представители "ЮКОСа" заявили, что 22 июня они направили в Министерство финансов предложения по внесудебному соглашению с государством. Однако в тот же день последовало заявление представителей Министерства по налогам и сборам о том, что на внесудебное решение они не согласны ни в коем случае. 'Вопросы [с "ЮКОСом"] могут быть решены только тогда, когда он заплатит все налоги', - сказала во вторник в интервью агентству 'Прайм-ТАСС' адвокат МНС Елена Александровна (Elena Aleksandrovna).

Стивен Тид всячески дистанцируется от правовых вопросов, имеющих отношение к Ходорковскому. По его словам, единственное, что его волнует - это благосостояние акционеров компании. Он добавил, что менеджмент "ЮКОСа" посылал письмо группе 'Менатеп', посредством которой Ходорковский контролирует "ЮКОС", с просьбой достичь соглашения с правительством в той или иной форме - через продажу акций, выплату долга акциями или согласование графика налоговых отчислений - однако 'Менатеп' не ответил.

Есть также мнение, что некоторые сотрудники "ЮКОСа" до сих пор действуют по указке Ходорковского и его партнеров 'даже при том, что Кремль хочет вытеснить из "ЮКОСа" группу 'Менатеп', как сказал начальник отдела стратегических исследований компании Sovlink Securities Эрик Краус (Eric Kraus).

В то же время не утихает публичная вражда между российскими и американскими менеджерами, причем стрелы летят на самом высоком уровне. Причем понятно (и это было предсказуемо), что раскол в среде менеджеров компании произошел по национальному признаку.

Как говорит Тид - воплощение топ-менедджера американской нефтяной компании - главной проблемой остается языковой барьер, хотя, как он уверяет, 'я беру уроки русского языка каждый день в течение нескольких часов'.

Тид вместе с финансовым директором "ЮКОСа" Брюсом Мизамором (Bruce K. Misamore) и бывшим генеральным директором, американцем русского происхождения Семеном Кукесом, который ушел со своего поста на прошлой неделе, ополчились против русского заместителя генерального директора Юрия Бейлина, которого многие считают одним из последних людей а компании, поддерживающих 'Менатеп'.

В этом месяце Бейлин написал российскому премьер-министру письмо, в котором, по существу, признал, что "ЮКОС" уходил от уплаты налогов, однако выражал готовность идти на переговоры с Кремлем, в то время как Мизамор и другие отвергают обвинения в уклонении от налогообложения.

На вопрос относительно причин конфликта среди менеджеров Тид ответил: 'У нас с Юрием разный опыт, и поэтому разногласия между нами естественны'.

С производственной точки зрения перспективы "ЮКОСа" не изменились: плановые показатели добычи сырой нефти на текущий год выросли по сравнению с предыдущим годом с 81-82 миллионов тонн до 90 миллионов тонн. Когда Тида спросили, не собирается ли "ЮКОС" пересматривать производственные планы, он ответил только: 'Если мы решим каким-либо образом их изменить, это будет надлежащим образом доведено до сведения наших акционеров'.

Также он негативно высказался и о ходящих на рынке слухах о том, что компания PriceWaterhouseCoopers, возможно, придется тщательно проанализировать финансовую отчетность "ЮКОСа", так как сейчас никто не понимает, как компании удастся оплатить налоговый счет на 3,4 миллиарда долларов. Финансовый директор "ЮКОСа" Брюс Мизамор обещал постараться предоставить финансовые документы уже к среде.

- "ЮКОС" - до сих пор сильная и здоровая компания, - сказал Стивен Тид, заметив, что, даже выплатив в этом году около 5 миллиардов долларов в качестве налогов и потратив 1,9 миллиарда долларов на капитальные вложения, компания останется при свободных деньгах, - степень угрозы зависит от конечных условий соглашения и графика выплаты налоговых отчислений. Если нам скажут, что платить необходимо немедленно, и к соглашению мы не придем, тогда перед нами встанет перспектива банкротства.

Господин Йордан, основатель группы 'Спутник', считает, что все менеджеры компании своей работой обязаны Ходорковскому, но стремятся удовлетворить интересы слишком многих сторон, чтобы добиваться соглашения, которое бы устраивало всех акционеров. Кроме того, пока Ходорковскому удается держаться на плаву именно за счет того, что свое будущее он отождествляет с будущим "ЮКОСа".

По словам представителей хедж-фонда Prosperity Capital, фонд также добивается скорейшего разрешения конфликта. Директор Prosperity Capital Иван Мазалов, под управлением которого находится 550 миллионов долларов, в основном в российских ценных бумагах, предупредил, что от лица фонда и еще десятка организаций, в число которых входят крупные иностранные инвесторы, он собирается послать письмо непосредственно президенту Путину.

- Нам необходимо, чтобы наша позиция была услышана, чтобы в диалог вошло правительство, и соглашение было разработано таким образом, чтобы никто ничего не потерял.

- Есть и более широкий вопрос: все - иностранные инвесторы, миноритарные акционеры и простые граждане России - хотят справедливости суда и определенности с правами собственности. Мы не хотим стать жертвами [чужого] спора, - добавил он.

По утверждению господина Мазалова, возможно, требования правительства к "ЮКОСу" полностью заплатить налоги 'совершенно правомерны и оправданны, но необходимо учитывать и интересы других сторон'.