Die Welt: После парламентских и президентских выборов кажется, что демократические силы ушли на дно. Что происходит с российским гражданским обществом?
Явлинский: Cегодня российское гражданское общество находится в плохом состоянии. События последних лет основательно изменили условия. Это относится к независимости средств массовой информации, практически отсутствующему финансированию политических сил в стране, поскольку бизнес напуган, в частности делом 'Юкоса'. Негативную роль играют также словесные нападки Путина на негосударственные организации.
Die Welt: Смогут ли демократы, сможет ли Ваша партия в таких условиях вернуться в парламент в 2008 году?
Явлинский: В долгосрочной перспективе ситуация, конечно, изменится. Но в среднесрочной, до следующих выборов, вряд ли что-то произойдет. Будет очень трудно вернуться в парламент. В настоящий момент мы ищем союзников среди широкого политического спектра. На левом фланге мы разговариваем со всеми, кто осуждает сталинизм и большевизм как преступные идеологии. Среди правых мы отвергаем сотрудничество с теми, кто несет ответственность за преступную приватизацию, за финансовый крах 1998 года и за войну в Чечне.
Die Welt: Вашу партию финансировал бывший глава Юкоса Ходорковский. Теперь этого нет. Как Вы решаете Ваши финансовые проблемы?
Явлинский: Мы не будем брать денег от олигархических структур. Вместо этого мы создадим систему общественных пожертвований и взносов, учредим партийную прессу.
Die Welt: Вы работаете в Комитете-2008, созданном бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Какую роль может сыграть в России этот комитет?
Явлинский: Это важная площадка для дискуссий различных политических партий. Там разрабатываются предложения и идеи, которые порой оказываются верными. Например, комитет поддержал наше мнение, что нельзя участвовать в прошедших президентских выборах, и отказал в поддержке кандидату в президенты Ирине Хакамада.
Die Welt: Как Вы можете сегодня, когда Ваша партия не представлена в парламенте, оказывать влияние на политические события в России?
Явлинский: Такие возможности сегодня в России, как в любом авторитарном государстве, крайне ограничены. Но создавая центр притяжения для тех сил, которые хотят обсуждать ключевые проблемы страны, мы сохраняем возможность для общественных дискуссий, хотя доступ к СМИ очень ограничен.
Die Welt: Вы имеете в виду, прежде всего, телевидение?
Явлинский: Телевидение, за исключением одной единственной передачи на НТВ, полностью монополизировано.
Die Welt: Ходорковский и 'Юкос' подвергаются судебному преследованию. В чем заключается, по Вашему мнению, существо проблемы?
Явлинский: То, что происходит в настоящий момент, совершенно естественно для системы, которая была создана в 90-х годах на базе преступной приватизации. Олигархические группы были созданы власть имущими того времени, причем очень часто с применением уголовных методов. Исходя из своей сути, они снова и снова будут пытаться захватить власть, используя те же методы. Правящие силы сегодня отказываются от принципиального решения, вместо этого пускаются в ход личные нападки и репрессивные методы.
Die Welt: Что Вы предлагаете?
Явлинский: Нам нужно решение на основе закона. Так, например, необходимо провести амнистию всех результатов приватизации, состоявшейся в середине 90-х годов. За исключением тех, которые были связаны с убийствами и посягательствами на людей. Сюда должна быть включена и единовременная выплата в качестве компенсации обществу. С помощью следующего пакета законов должна быть создана прозрачная система финансирования партий и общественное телевидение, которое не будет подчиняться ни олигархам, ни государству. Лица, принявшие участие в преступной приватизации, не имеют права входить в правительство. И третье, должна состояться демонополизация. Нужно положить конец такой концентрации экономической мощи, как сегодня.
Die Welt: Вы критикуете Путина за то, что он, по Вашему мнению, проводит не те реформы. Что он делает неправильно?
Явлинский: Речь идет о фундаментальных задачах, которые в интересах общества нужно решать сейчас. Прежде всего, - это расстаться с олигархической системой, создать независимый суд, независимую прессу и независимый парламент, установить контроль над спецслужбами и правоохранительными органами. Но российское руководство этим не занимается.