Джерси-сити. - Предложение воздвигнуть на набережной напротив места, где находился Всемирный торговый центр, 175-тонную слезу с никелевым покрытием, висящую внутри башни высотой с 10-этажный дом, в качестве мемориала жертвам событий 11 сентября рано или поздно должно было вызвать протест.
А когда автором подобного монумента оказывается не кто иной как российский скульптор Зураб Церетели, чьи работы - 100-метровая статуя Колумба и 55-метровая статуя Петра Первого - вызвали такие противоречивые мнения, что оппоненты даже пригрозили обвязать Петра взрывчаткой и подорвать, протесты и волнения гарантированы.
Так сейчас и происходит. Смерть главного гаранта проекта мэра Гленна Каннингэма (Glenn Cunningham) и запоздалые протесты общественных групп подвергают проект Церетели опасности. Скромная предприимчивость скульптора уже позволила ему заполнить один из парков Санкт-Петербурга 74-мя бюстами представителей царской семьи в натуральную величину.
Новая скульптура, создание которой уже почти завершено в России, является даром. Однако критики говорят, что город все равно понесет чрезмерные убытки, и что у него пока есть возможность избежать конфуза, вежливо, но твердо отказавшись от подарка.
'Скульптура лишена чувства, неуклюжа, полна упрощенчества, похожа на клише, - говорит Леон Йост (Leon Yost), местный художник и один из наиболее активных критиков проекта, - кроме того, ей здесь не место'.
Однако сторонники проекта заявляют, что памятник является выдающимся символом протеста против международного терроризма, подаренным народом России, в том числе, самим Владимиром Путиным, народу США. Они утверждают, что менять курс сейчас - глупо и невежливо.
Один из сторонников проекта, Винсент Дипаола (Vincent DiPaola), во вторник так написал в местную газету 'Jersey Journal': 'Я задаю вопрос Городскому совету: если бы сегодня был 1886 год, выступили бы Городской совет и действующий мэр Франции за то, чтобы та оставила у себя Статую Свободы?'
Для 70-летнего Церетели, президента российской Академии Художеств, который в течение многих десятилетий являлся выдающейся фигурой в советском и российском искусстве, такие противоречивые споры не новы. Почитатели восхваляют его энергию и говорят, что работы Церетели, такие как скульптура Святого Георгия 'Добро Побеждает Зло' возле здания ООН, полны восхитительных новаторских чувств.
Однако другие называют его работы китчем завышенного размера, особо критикуя скульптора за огромные габариты его самых известных произведений. Когда Церетели предложил поставить статуи в парке Санкт-Петербурга, местные газеты критиковали его за 'гигантоманию', цитируя одного искусствоведа, которая говорила, что от самой идеи Церетели заполнить парк своими 'негабаритными монстрами' у нее по коже бегут мурашки.
Однако проект такого огромного памятника с удивительной легкостью проходил все инстанции в Джерси-сити. Чрезвычайно популярный мэр Каниннгэм выступал в поддержку проекта, поэтому комитет, занимавшийся этим вопросом, обошел обычный процесс рассмотрения и дал добро на создание памятника. Однако некоторая оппозиция проекту все же существовала, и когда 25 мая Каниннгэм скончался, критики получили шанс изменить отношение города к проекту.
В течение нескольких последних недель оппоненты и группы местных активистов выступили с потоком критики. Местная жительница Энн Бэрри (Anne Barry) направила исполняющему обязанности мэра Харви Смиту (L. Harvey Smith) письмо, в котором написала, что памятник похож на женские наружные половые органы. 'Ради всего святого, неужели никто не может остановить это?' - спрашивает она в письме.
Группа художников 'Pro Arts Jersey City' назвала памятник 'лишенным чувства образцом помпезности и самовосхваления одного из наиболее вульгарных в мире самовыдвиженцев'.
Однако Фред Уорстелл (Fred Worstell), инженер, занимающийся планировкой площадки для памятника, считает, что с учетом длины городской береговой линии и воспоминаний о громадных размерах башен-близнецов памятник для достижения нужного эффекта должен быть достаточно большим. Он добавил, что так всегда происходит в искусстве: одни люди любят конкретное произведение, другие нет. Одним нравится, другим не нравится сверкающая башня Сезара Пелли (Cesar Pelli) и декоративный стиль 'ар деко' 30-х годов прошлого века, однако именно они формируют облик городской архитектуры.
Гай Катрильо (Guy Catrillo), ушедший недавно с поста сопредседателя комитета по расследованию событий 11 сентября, сказал, что идею проекта неправильно поняли. Монумент следует считать не памятником 11 сентября, а протестом против международного терроризма. И он должен быть официально назван 'За борьбу против международного терроризма'.
Катрильо заявил, что, учитывая факт многолетней вражды между Россией и США, и что терроризм оставил свой отпечаток на Джерси-сити, значимость данного памятника выходит за пределы споров о его художественной ценности.
Катрильо признал, что перспективы проекта пока не ясны, однако оценил их как предсказуемо оптимистические. 'Все в руках Господа', - добавил он.