Мюнхен. В Стамбул Владимир Путин вообще не явился. Замминистра иностранных дел Владимир Чижов объяснил это на загадочном дипломатическом языке тем, что 'к сожалению, у главы государства предпосылок для участия' не было. Другими словами: НАТО не так себя вело, как бы этого хотелось Москве. Но и Россия ведет себя в глазах альянса тоже упрямо, в связи с чем внутри Совета Россия-НАТО вновь царит нечто вроде 'холодного мира'. Правда, в Стамбуле обе стороны договорились, что в будущем российские корабли тоже будут преследовать террористов в рамках учений Active Endeavor на Средиземном море, но это все же не может сгладить глубокую трещину в их отношениях.
Причиной разногласий является новая редакция Договора об обычных вооружениях в Европе - KSE. Российское правительство настаивает на том, что в связи с расширением НАТО этой весной договор должны будут подписать и Прибалтийские государства. Подстрекаемая сторонниками жесткого курса Москва боится, что Прибалтика станет плацдармом НАТО, а возможно и передовым рубежом для размещения атомного оружия, - и все это непосредственно у российской границы. В одной из брошюр российского министерства обороны говорится, что 'без конкретных данных из Вильнюса, Риги и Таллинна о квотах на танки, бронемашины и артиллерию, которые будут размещаться на их территории, Москва не будет ратифицировать адаптированный договор'. Замначальника штаба российских вооруженных сил Юрий Балушевский (Jurij Baluschewskij) в понедельник пригрозил в своей статье в газете 'Zueddeutsche Zeitung', что Россия, возможно, 'пересмотрит свои принципы военного планирования, в том числе и ядерного'.
Дума, хотя и ратифицировала Договор KSE, но это, видимо ничего не изменит в политическом пате. Россия медлит с согласованным в 1999 г. выводом военных баз из Грузии и молдавской провинции Приднестровье, словно это залог, игнорируя тем самым требования НАТО. Генеральный секретарь альянса Яан де Хооп Схеффер назвал этот спорный вопрос 'твердым орешком' в отношениях между Россией и НАТО, несмотря на все клятвы в борьбе против терроризма.