Иракским лидерам пришло время действовать самим и добиваться подлинного суверенитета.
С одной стороны, для временной администрации под эгидой США было совершенно благоразумно передать власть иракцам за два дня до крайнего срока (30 июня), таким образом упреждая риск ударов сопротивления во время передачи политической власти. Также важно было отвести от самой церемонии передачи власти внимание широкой публики.
На это была смена режима втихаря. Ничто не показало это так четко, как поспешный отъезд из страны главы оккупационной администрации Пола Бремера. Никаких торжеств, никаких банкетов и публичного прощания с человеком, который управлял Ираком больше 14 месяцев!
Смена режима не только лишила всякого лоска идею восстановления суверенитета иракцев, и без того сильно ограниченного, но выявила недостатки и пороки этого суверенитета, а также символически снизила и без того хрупкую легитимность временной администрации, поддержанной оккупационными войсками.
Но вызовы правительству премьер-министра Аяды Аляви очевидны еще больше, нежели вызовы, с которыми приходилось иметь дело временной администрации. Это правительство не имеет народного мандата, подкрепленного избирательным процессом, участием лидеров общин и тем более конституцией. Ирак и весь остальной мир будут судить о новом иракском правительстве главным образом по его способности обеспечить безопасность и стабильность, которые не могла обеспечить временная администрация.
Правительство Аляви просто не имеет средств гарантировать адекватную безопасность в стране, уже раздираемой враждующими группировками, которые в последнее время наносили ощутимые удары по назначенным США полицейским и силам безопасности. Зависимость нового правительства от коалиционных войск под эгидой США для обеспечения внутренней безопасности будет очень высокой и, скорее всего, она будет источником слабости, нежели силы.
Поскольку и без того высокий риск иракского сопротивления в ближайшие месяцы будет только возрастать, выбор для правительства Аляви будет действительно очень тяжелым. Аляви пообещал сокрушить сопротивление, пригрозив ввести смертную казнь и отложив выборы, запланированные на следующий январь. Такой подход может оказаться контрпродуктивным, принимая во внимание недостаток легитимности, которым страдает переходная администрация в глазах иракцев, а также силу национализма, которая очевидна.
В то же время, это самое время для иракского руководства и государственных деятелей начать действовать самостоятельно, если они с самого начала хотят подлинного суверенитета и начать управлять делами страны. Симпатии всего мира на стороне иракцев. Если они смогут преодолеть свои собственные внутренние разногласия и сплотиться, чтобы установить мир и прогресс национального правительства с самого начала, и международному сообществу, и традиционным друзьям Ирака будет гораздо проще прийти им на помощь.