На прошлых выходных министр обороны Дональд Рамсфельд посетил Молдову - страну, в которой до сих пор не закончилась "холодная война". Его поездка в этот регион подчеркнула угрозу, которую несут интересам Запада и демократическим ценностям попытки России сохранить контроль над стратегическими европейскими анклавами, когда-то бывшими частью советской империи.
Это напоминание всем нам о том, что, несмотря на успех Стамбульского саммита НАТО, Западу удалось сделать еще далеко не все для того, чтобы осуществить грандиозный европейский проект распространения территории, на которой господствуют демократические ценности, до самых границ России.
То, как Россия всеми средствами пытается удержать свою карманную империю среди соседних независимых государств, во всем цвете показывает ностальгию, которую она испытывает по своему имперскому прошлому. Эти имперские амбиции не дают развиться демократии на границах Европы и фактически отрицают ценности, положенные в основу крепкого партнерства между Москвой и Западом.
В Молдове, часть территории которой до сих пор занята Приднестровьем - отколовшимся кусочком Советского Союза -это проявляется весьма наглядно. Когда 13 лет назад Советского Союза не стало, Молдова приобрела национальную независимость, однако на границе с Украиной все еще оставалась советская 14-я армия, которая и способствовала отделению Приднестровья от Молдовы. Бывший аппаратчик Игорь Смирнов превратил свое тоталитарное княжество в карманное государство Москвы.
Сегодня русские войска охраняют границы Приднестровья, русские офицеры командуют его армией, русские же солдаты остаются при огромном складе оружия, оставшемся с советских времен, и Россия бесплатно поставляет сюда энергоносители. Президент Смирнов платит своим московским покровителям лояльностью, в том числе и к действующей в республике международной организованной преступной сети, доходы от которой, по данным CSM, текут в том числе и в Москву.
Согласно информации западных миссий в регионе, через Приднестровье в Европу переправляют похищенных женщин; кроме того, республика представляет собой один из самых лучших каналов для переброски наркотиков и является ключевым звеном в преступной цепочке, выбрасывающей на мировой рынок военную технику и оружие бывших советских частей. Если там еще и нет людей "Аль-Каиды", то это всего лишь вопрос времени.
Почему Россия продолжает поддерживать этот незаконный режим? На переговорах, проводившихся прошлой осенью и чуть было не закончившихся подписанием договора, по которому этот преступный режим получал статус субъекта федерации в составе Молдовы, Москва раскрыла карты - российская делегация потребовала, чтобы Молдова подписалась под соглашением о присутствии на ее территории российских войск до 2020 года. Сделка не состоялась благодаря давлению Запада и протесту вышедших на улицы молдаван, однако приднестровский кризис заморозил политические преобразования в стране, и, таким образом, внимание западных стран теперь сконцентрировано на разрешении конфликта, а не на поддержке демократического развития Молдовы.
Российская стратегия в Приднестровье отражает подход Москвы и к другим "застывшим конфликтам", которые не прекращаются вследствие российского военного присутствия и ее политической поддержки: противостоянию между Грузией и двумя ее мятежными провинциями и нагорно-карабахскому конфликту между Арменией и Азербайджаном.
Москва старается преподнести как норму то, что российские солдаты стоят на границах Европы и служат в качестве передовых постов империи на территории независимых государств, причем совершенно без их согласия.
Если уж нет законных договоров, в соответствии с которыми войска России находятся на территории соседних с ней стран, их незаконное присутствие там можно продлить с помощью "застывших конфликтов" - при условии, что лояльные Москве сепаратистские лидеры не выходят из-под контроля.
Как ясно заявил в конце прошлой недели господин Рамсфельд, присутствие российских войск нарушает как Договор об обычных вооруженных силах в Европе в последней редакции, так и гарантии, которые Россия после распада Советского Союза давала в том, что она выведет свои войска с территории соседних стран.
Кампания Запада по разрешению "застывших конфликтов" и демократизации пограничных зон Европы может стать новым краеугольным камнем трансатлантического сотрудничества. НАТО необходимо расширить в этом регионе свои проекты в рамках программы "Партнерство ради мира" и включить вопрос о "застывших конфликтах" в повестку дня Совета Россия-НАТО. И Европейскому Союзу необходимо придать реальные очертания своей "Политике нового соседства", в рамках которой он может приложить усилия к разрешению конфликтов и поддержанию демократического строительства на своих рубежах.
Соединенные Штаты и Европа должны вместе поставить предоставление Москве доступа на рынки западных стран в зависимость от ее желания обсуждать политическое разрешение "застывших конфликтов" в Европе. Развитые демократические государства по обе стороны Атлантики также должны обусловить привилегированные отношения России с западными институтами - НАТО, ЕС, "большой семеркой" самых богатых стран мира - тем, что Москва должна доказать, что в своем ближнем зарубежье она готова действовать со всей ответственностью, включая скорейший вывод российских войск из конфликтных зон под международным контролем.
В качестве неотъемлемой части политического разрешения имеющихся в этих странах противоречий, Запад должен настаивать на проведении свободных общенациональных выборов, во-первых, потому что это просто правильно, а, во-вторых, чтобы Россия сама убедилась, что население мятежных регионов, которое она, по ее утверждению, сейчас "защищает", имеет полный доступ к решению судьбы воссоединенной нации.
Россия должна понять, что оставшиеся еще от "холодной войны" правила, по которым она строит свою государственную деятельность, нельзя применять в новом веке, когда сама Россия ищет партнерства с Западом, и когда государства, выросшие на бывших границах Советского Союза, хотят стать частью империи, центр которой находится в Брюсселе, а вовсе не в Москве.
Несмотря на то, что Россия активно противится расширению НАТО и Европейского Союза, продвижение демократии, реформ и безопасности по странам Центральной и Восточной Европы в последнее десятилетие только укрепило, а отнюдь не ослабило, безопасность самой России. Разрешение "застывших конфликтов" и построение стабильных демократических государств там, где по границам России сейчас проходит геостратегическая "серая зона", приведет к тому же самому результату. В противном случае, если потакать желанию России образовать новую сферу своего влияния, в которой она, как и раньше, будет действовать имперскими методами, это ничего не добавит к ее безопасности. Это не сделает Россию, все больше скатывающуюся к авторитарному правлению, более восприимчивой к западным ценностям. Скорее сам Запад в таком случае станет соучастником в ослаблении их влияния на нее.
Дэниел С. Твининг - советник республиканского сенатора Джона Маккейна (John McCain) по внешней политике, один из директоров американского Фонда Маршалла. В статье изложены личные взгляды Д. С. Твининга, которые сформировались на основе его рабочей поездки в Молдову в мае.