МОСКВА. 30 июня. В среду суд государства в Персидском заливе Катар вынес обвинительный приговор двум российским офицерам разведки по делу о причастности к убийству бывшего лидера чеченских сепаратистов. Суд признал, что убийство в Катаре было заказано российским руководством в Москве.
Смертный приговор российским разведчикам вынесен не был, они получили 25 лет тюремного заключения за организацию подрыва автомобиля бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева в феврале этого года, когда тот сел в него, выйдя из здания мечети в столице Катара г. Дохе. Российские власти многократно выступали с обвинениями в адрес Яндарбиева, нашедшего убежище в Катаре, по поводу его связей с террористами, но отрицают какое-либо участие в подготовке и проведении операции по его уничтожению.
Впервые в современной истории суд постановил, что Россия - один из основных союзников США в войне против международного терроризма - сама использовала тактику террористов на территории иностранного государства для ликвидации одного из своих врагов.
Как сообщают присутствовавшие в среду в зале заседаний суда люди, судья, председательствующий на процессе, заявил, что планы по ликвидации Яндарбиева обсуждались в разведслужбах России, и были одобрены российским руководством.
'Цивилизованный мир сегодня получил возможность увидеть, кто есть истинные террористы, а кто - их подлинные жертвы', - прокомментировал события из Дохи по телефону один из руководителей чеченских сепаратистов Ахмед Закаев. Вдова убитого чеченского лидера выразила в беседе с журналистами удовлетворение вынесенным по делу приговором. 'Справедливость восторжествовала', - сказала Малика Яндарбиева, добавив, что она не разочарована решением суда, который отверг смертный приговор. 'Мы не жаждем крови, как многие чеченцы . . . Лично для меня является важным то, что весь мир узнал правду о том, что Россия вторглась в чужую страну, чтобы расправиться с политическим лидером'.
Российские парламентарии с возмущением восприняли известие об осуждении двух российских граждан, заявив, что решение суда было несправедливым. Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразился в более сдержанных тонах, предположив, что с катарской стороной может быть достигнута договоренность о выдаче двух осужденных дипломатов России.
'В Москве по прежнему считают, что двое российских граждан, задержанных в Катаре, не причастны к совершенному убийству', - говорится в заявлении главы российского МИДа. 'В соответствии с юридическими нормами государства Катар наши адвокаты направят апелляцию', и будут добиваться их возвращения на Родину.
Мало кто из чеченских террористов вызывал такую неприязнь в Москве, как покойный Яндарбиев. В 1996-1997 гг. он занимал пост главы Чеченской республики, а когда Путин начал вторую чеченскую войну в 1999 г., бежал из республики. Яндарбиев переехал на жительство в Катар, который отказывался выдавать его России, несмотря на целый ряд запросов российской стороны об экстрадиции.
Из Катара З. Яндарбиев заявлял о необходимости предоставления независимости Чечне, и по имеющейся информации, собирал на Ближнем Востоке средства для финансирования боевиков в Чечне. Российские власти обвиняли его в оказании помощи чеченским радикалам, захватившим в октябре 2002 здание театра в Москве и взявших более 900 человек в заложники.
По настоянию Москвы, он стал первым чеченцем, включенным в список террористов, подозреваемых в связях с Аль-Каидой, подготовленным ООН. Вдова погибшего экс-президента Чечни отрицала в среду эти обвинения, считая их 'ложью русских'.
51-летний З. Яндарбиев вышел 13 февраля после пятничного намаза из мечети, и сел в свой джип. В этот момент сработало взрывное устройство, прикрепленное к днищу автомобиля, в результате чего погиб сам Яндарбиев и получил ранения его 13-летний сын. Власти Катара вскоре задержали троих граждан России, после чего освободили одного из них, поскольку он пользовался дипломатической неприкосновенностью.
Американские власти оказали Катару техническую помощь в проведении расследования по этому делу. Свидетельские показания и улики, собранные по этому делу спецслужбами Катара и США, и представленные в суде, указывают на то, что российские граждане были направлены в Доху в конце января, арендовали там минивэн, который был позже обнаружен неподалеку от взорванной машины З. Яндарбиева, а также незаконно перевезли через границу с Саудовской Аравией взрывчатку на автомашине с российскими дипломатическими номерами. Свидетель, находившийся рядом с мечетью, опознал одного из подозреваемых. Оба гражданина России в ходе допроса сознались в содеянном.
Представители российских властей признали, что оба эти человека являются офицерами разведки, но при этом заявили, что они были направлены в эту страну исключительно для сбора информации, имеющей отношение к ведению террористической деятельности. Адвокаты подсудимых заявили, что признательные показания были получены под пытками, включая натравливание собак на подследственных во время нахождения последних в тюрьме. Адвокаты утверждают, что минивэн был взят напрокат для поездки на пикник, и заявляют, что показания свидетеля неубедительны.
'Суть состоит в том, что в этом деле напрочь отсутствуют свидетельские показания', - сообщил по телефону из Дохи адвокат защиты Дмитрий Афанасьев. 'Единственные показания . . . это показания, выбитые под пытками'.
По утверждению группы адвокатов защиты, включающей в свой состав бывшего генерального прокурора США Ричарда Торнбурга, катарские власти сфабриковали дело против их подзащитных, чтобы показать, что они полностью контролируют ситуацию с правопорядком в стране.