Автор материала являлся с 1974 года по 1992 год министром иностранных дел Германии.
Саммит НАТО в Стамбуле дал то, что смог дать. Это хорошо и одновременно слишком мало. Более миролюбивый климат отвечал в большей степени внутриполитическим требованиям, чем новой общности. Разногласия в иракском вопросе остаются. Но это далеко не единственная проблема, это в большей мере следствие отсутствия единой политической стратегии НАТО. Однако трансатлантическое партнерство имеет основополагающее значение для стабильности в мире.
Военно-политическим ядром трансатлантического партнерства является НАТО. Ее военные возможности гарантировали в годы советской угрозы безопасность и стабильность. Самый крупный успех НАТО, мирное преодоление конфронтации между Востоком и Западом, стал возможным только после того, как была сформулирована единая политическая стратегия. Доклад Хармеля в НАТО в 1967 году создал основы и рамки политики разрядки в русле Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (KSZE), где Германия, исходя из восточных договоров, взяла на себя решающую роль.
Сегодня НАТО в связи с появлением новых требований необходима новая политическая стратегия. Тот, кто пренебрегает этим или отводит НАТО второстепенную роль, затрагивает основы Союза. Никакой союз желающих не в состоянии заменить НАТО. Поэтому НАТО должна стать снова тем местом, где принимаются политические и военные решения. Европейцы должны понять, что Европу отличают ее история, ее культура и ее интересы, а не то, что она является противовесом США. А Вашингтон обязан понять, что США при всей своей мощи не в состоянии без партнеров нести международную ответственность, как и не в состоянии защищать в должной мере свои собственные интересы. Единая политическая стратегия должна отвечать мировым экономическим, экологическим, социальным, политическим и культурным требованиям. Все это элементы международной стабильности, достигаемой благодаря равноправному сотрудничеству. В отношениях между Востоком и Западом сделан решительный шаг в направлении использования западных стандартов ценностей в политике по отношению к Востоку. Это относится и к сегодняшнему дню. Верховный суд США в этом плане сделал только что очень ценный вклад. Государственный строй долго не продержится, если будет восприниматься как несправедливый, то же самое относится к нарождающемуся новому мировому порядку.
Воспринимая НАТО лишь только как военный альянс, а военные операции - в качестве единственного или основного средства для разрешения конфликтов, мы были бы отброшены в наших помыслах на десятки лет назад.
В борьбе против распространения ядерного оружия должна быть снова восстановлена действенность Договора о запрещении ядерного оружия. Когда бы США и Россия выполнили свои договорные обязательства по вопросу ядерного разоружения. Европа и, прежде всего, Германия в прошлом оказывала значительное влияние на политику НАТО, в том числе и по причине большого вклада Германии в общую безопасность. Теперь Европа обязана принять решение и о сосредоточении своих ресурсов также в военной области в интересах европейских вооруженных сил. Необходимость заниматься сразу вопросами развития, оснащения и вооружения означает отказ от большого эффекта, которого Европа не в состоянии добиться. Это идет в ущерб нашим военнослужащим, что касается подготовки, оснащения и вооружения, и это идет в ущерб европейским возможностям. И до, и после саммита в Стамбуле европейская опора НАТО обязана приложить общие усилия, направленные на то, чтобы дать Союзу новую политическую и военно-политическую стратегию как содружеству равноправных партнеров. Нужен Хармель II. То, что это понял немецкий министр обороны, вселяет надежду.