В начале следующего года, во время запланированного визита президента Владимира Путина в Японию, государственная дипломатия будет подвергнута испытанию на прочность, поскольку стороны попытаются добиться прогресса на пути урегулирования многолетнего территориального спора по вопросу принадлежащих России островов к северу от Хоккайдо.
Министр иностранных дел Японии Ерико Кавагучи (Yoriko Kawaguchi) 23 июня начала трехдневный визит в Россию, где встретилась со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Во время переговоров, которые длились два с половиной часа, на час дольше, чем запланировано, стороны обсуждали вопрос заключения мирного договора.
Вместо того, чтобы перейти непосредственно к обсуждению территориального спора, Кавагучи потратила много времени, рассказывая Лаврову, у которого мало опыта в вопросах отношений с Японией, об истории японско-российских переговоров.
Япония настаивает на возвращении ей островов, находящихся к северо-востоку от Хоккайдо - Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи, которые были захвачены бывшим Советским Союзом в конце Второй мировой войны.
Во время переговоров Кавагучи и Лавров договорились о том, чтобы наполнить визит Путина в Японию значимым содержанием. В частности, для достижения этой цели они подтвердили готовность осуществить следующее:
- ускорить рабочие переговоры,
- провести еще одну встречу в сентябре в Нью-Йорке во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН,
- подготовить визит Лаврова в Японию в этом году.
Кавагучи также встретилась с бывшим министром иностранных дел России, а ныне секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым. Очевидно, она хотела убедиться, что курс, взятый на прошлых переговорах, продолжится и при новом министре иностранных дел. За прошедшие два с половиной года Кавагучи восемь раз встречалась с Ивановым. По ее словам, она считает его 'самым удобным партнером'.
Москва повторила свою позицию по вопросу территориального спора во время встречи Кавагучи и Лаврова.
'Этот вопрос имеет долгую историю, и в нем существуют юридические проблемы, - заявил Лавров после встречи с Кавагучи, - здесь затрагивается общественное мнение, поэтому не следует торопиться. Это только часть российско-японских отношений'.
За прошедшие несколько лет в переговорах по урегулированию территориального спора ожидания и разочарования периодически сменяли друг друга.
Япония представила так называемый план Каваны, в соответствии с которым после проведения линии границы к северу от четырех спорных островов стороны должны будут решить, когда и как эти острова будут возвращены Японии.
Такая формула была предложена бывшим премьер-министром Рютаро Хашимото (Ryutaro Hashimoto) во время встречи с российским экс-президентом Борисом Ельциным в 1998 году в Каване, префектура Шизуока.
В 2001 году Япония выступила еще с одним предложением, в соответствии с которым стороны должны будут провести параллельные переговоры о возврате островов Шикотан и Хабомаи и о том, чтобы подтвердить принадлежность двух других островов Японии.
Россия отвергла оба эти предложения.
С тех пор обе страны с осторожностью и умеренностью подходят к обсуждению затянувшегося территориального спора. Так, они стремятся создать благоприятную атмосферу для проведения дискуссий по данному вопросу путем налаживания широкого обмена в самых разных областях, включая экономику и культуру, на основе плана, принятого в январе прошлого года.
Токио полагает, что Москва не будет заниматься этим вопросом, пока Путин не наберет достаточного политического веса, чтобы выдержать неблагоприятную реакцию общества и перебороть сопротивление Государственной Думы.
Действительно, Япония воздерживалась от углубленных дискуссий на эту тему с Москвой до мартовских президентских выборов, демонстрируя свой взвешенный подход в ожидании переизбрания Путина.
Высокопоставленный чиновник МИД Японии сказал по этому поводу: 'Если мы упустим этот шанс во время правления Путина, нам придется долго ждать такой благоприятной возможности'.
В своем ежегодном обращении к Думе в мае Путин назвал Японию, наряду с США, Китаем и Индией, главным партнером России.
На переговорах премьер-министра Коидзуми и Путина во время саммита Большой Восьмерки на острове Си-Айленд в начале прошлого месяца Путин подчеркнул, что он не намерен избегать дискуссий по территориальному спору.
Представитель МИД в этой связи сказал: 'Мы чувствуем, что президент хочет заняться решением территориальной проблемы'.
В феврале Япония и Россия отметят 150-ю годовщину подписания договора о торговле и дружбе. Правительство хочет сделать определенный шаг вперед в разрешении территориального спора во время визита Путина в этот символический год.
'Важно достичь существенного прогресса по территориальной проблеме', - сказала Кавагучи.
Источник, знакомый с японско-российскими отношениями, заявил в этой связи: 'Чрезвычайно важно убедить Путина, что урегулирование территориального спора и кардинальное улучшение отношений выгодно для России'.
Как сможет Япония выработать курс для поиска решения по территориальной проблеме без тесных связей, которые существовали между Хашимото и Ельциным?
Ответ состоит в том, что правительство должно рассматривать свои дипломатические отношения с Россией не только с точки зрения переговоров по данной теме, но и с учетом общей ситуации в восточной Азии.