Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перечень кризисов Америки, нынешних и будущих

Мораль этой статьи в том, что в медвежью ловушку проще попасть, чем из нее выбраться

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня г-н Буш-младший понемногу отходит от своих прежних взглядов и начинает признавать полезность ООН. Именно ООН сформировала новое правительство Ирака, которое США признали. Однако США по-прежнему несут ответственность за восстановление в стране общественного правопорядка и воссоздание разрушенной инфраструктуры Ирака, в том числе электроснабжения, водоснабжения, канализации и школ. Это задача исключительно трудная и дорогостоящая, и она пока что выполняется плохо.

Пэт Холт был руководителем аппарата сенатского комитета по международным отношениям

Вашингтон, 1 июля 2004 года. Реакцией Соединенных Штатов на нападения 11 сентября 2001 года стали бомбардировки с воздуха и наземные атаки в Афганистане, чтобы уничтожить террористическую сеть "Аль-Каиды" и убить или захватить ее вдохновителя и руководителя Усаму бен Ладена (Osama bin Laden). Эта миссия была частично успешной. "Аль-Каиде" был нанесен серьезный урон, однако она не прекратила своей деятельности, тогда как бен Ладен по-прежнему представляет собой силу, с которой следует считаться. Своеобразной премией стало отстранение от власти в Афганистане талибского правительства, что открыло дорогу к важным политическим и социальным реформам. Что всего важней, Соединенные Штаты действовали в составе многонациональных сил, при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Североатлантического договора (НАТО). Расходы, как политические, так и экономические, были поделены между участниками. Как и ответственность за возможную неудачу.

В Афганистане предстоит сделать еще очень многое - особенно, что касается его экономики, объединения страны, решения проблем ее этнических разногласий и обуздания власти полевых командиров - однако прогресс налицо. У страны появился свой президент. Хамид Карзай (Hamid Karzai) был поставлен на эту должность не Соединенными Штатами, а на международной конференции. Это был шаг к демократии, хотя выборы и создание других обеспечивающих структур еще предстоят. До следующего шага еще далеко. Среди множества ошибок в войне с террором, пожалуй, самой серьезной было то, что одной из составляющих этой войны стало распространение демократии и свободы. Эти понятия являются несовместимыми в ряде стран, где нет cоответствующих политических институтов и традиций, равно как нет денег и опыта, чтобы такие институты создать.

Оставив работу в Афганистане незаконченной, администрация Буша-младшего (George W. Bush) заразилась навязчивой идеей отстранения от власти президента Ирака Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Когда Совет Безопасности ООН отказался одобрить эту акцию, президент Буш-младший проявил нетерпеливое высокомерие и вторгся в Ирак без союзников, не считая Великобританию. Вторжение в Ирак было успешным в плане свержения Хусейна, однако все другие обоснования, выдвигавшиеся администрацией США в оправдание этого вторжения, оказались беспочвенными. Оружия массового поражения (ОМП) в стране не оказалось. Не существовало и важных связей с "Аль-Каидой". Не было угрозы для Соединенных Штатов. Оставался только плохой диктатор, и администрация сегодня использует его свержение для оправдания последовавшей бойни. Что хуже всего, был нанесен ущерб международной репутации США, для исправления которого потребуются годы.

Сегодня г-н Буш-младший понемногу отходит от своих прежних взглядов и начинает признавать полезность ООН. Именно ООН сформировала новое правительство Ирака, которое США признали. Однако США по-прежнему несут ответственность за восстановление в стране общественного правопорядка и воссоздание разрушенной инфраструктуры Ирака, в том числе электроснабжения, водоснабжения, канализации и школ. Это задача исключительно трудная и дорогостоящая, и она пока что выполняется плохо.

А между тем, когда в Ираке, а также в Афганистане остается еще так много дел, в Иране и Северной Корее нарастают ядерные кризисы. В обеих странах значительная часть их истории имеет отношение к текущим событиям. В Иране США в 1953 году, действуя через свое Центральное разведывательное управление (ЦРУ), организовали переворот и сбросили премьер-министра Мохаммеда Моссадека (Muhammad Mossadeq), восстановив власть шаха Резы Пехлеви (Shah Reza Pahlavi). Шах, в свою очередь, был сброшен с трона в 1979 году, отчасти потому, что он имел особенно злобствовавшую разведку и полицию, но отчасти также и потому, что он предпринимал усилия по модернизации страны. По сей день Иран разрывается между сторонниками его модернизации и религиозными радикалами. Интересам США отвечает поддержка сторонников модернизации, а это усложняет проблемы ядерной политики.

Ядерная проблема, которую представляет Северная Корея, более серьезная. Северная Корея нарушила заключенные в эру правления Клинтона (Clinton) соглашения об отказе от разработки своего ядерного оружия. Она вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия. Ее ближайшие соседи - Южная Корея, Япония, Китай, Россия - глубоко встревожены. Правитель Северной Кореи Ким Чен Ир (Kim Jong Il) является столь же беспощадным диктатором, что и Хусейн.

Шестисторонние переговоры с участием соседей Северной Кореи и США на прошлой неделе завершились согласием о следующей встрече в сентябре. В соответствии с предложением, внесенным Соединенными Штатами, Северная Корея должна закрыть свои ядерные программы. В ответ Япония, Китай, Россия и Южная Корея возобновят поставки в эту страну топочного мазута, а США дадут "временное обязательство" не нападать на Северную Корею. Если Северная Корея нарушит свои ядерные обязательства, поставки топочного мазута будут вновь прекращены, а гарантии ненападения Соединенных Штатов перестанут действовать.

Следует заметить, что обязательство не нападать на Северную Корею может быть воспринято как угроза нападения, если другая сторона нарушит соглашение. Как минимум, денонсация соглашения о ненападении несет с собой отмену ограничений на нападение. Те, кто помнит первую войну в Корее, содрогаются при мысли о новой войне.

Мораль этой статьи в том, что в медвежью ловушку проще попасть, чем из нее выбраться.