Уже десять лет военному руководству докладывают о том, что в армию принимают людей с криминальным прошлым и о случаях насилия в войсках
Вашингтон. - В течение десяти лет Пентагон неоднократно предостерегали, что он принимает на службу людей с преступным стажем и чересчур снисходительно относится к тем, кто, уже надев форму, проявляет склонность к насилию и иному неправомерному поведению.
Как показали шесть исследований, проведенных за последние 10 лет независимым экспертом по просьбе Пентагона, в вооруженных силах не принимается надлежащих мер для того, чтобы призвать к порядку 'правонарушителей в погонах' и даже выявить новобранцев с проблемной биографией.
По данным исследования, проведенного в 1998 г., треть принятых в армию новобранцев ранее подвергалась аресту. А в докладе, подготовленном в 1995 г., говорилось, что каждый четвертый кадровый военнослужащий рядового и сержантского состава за время службы совершил одно или более уголовных преступлений. Тем не менее, многим из них разрешали вновь поступать на службу и даже повышали в звании. Некоторые, как выяснил автор исследования, награждались медалями за образцовое поведение, и даже получали допуск к совершенно секретной информации.
В исследовании 1995 г. приводился пример, когда один солдат был произведен в сержанты, несмотря на допущенные им нарушения - в том числе неоднократные случаи рукоприкладства, пьянство и нарушение общественного порядка, порчу имущества и препятствование отправлению правосудия.
Не далее как в прошлом году, за месяц до того, как в тюрьме Абу-Грейб были совершены некоторые из самых вопиющих издевательств над иракскими заключенными, в одном из докладов отмечалось, что некоторые военнослужащие занимают должности, 'где деструктивные действия чреваты самыми серьезными последствиями'.
'Уже сегодня Министерство обороны сталкивается с проблемой, связанной с тем, что некоторые военнослужащие еще до поступления в вооруженные силы и уже в ходе службы демонстрировали склонность к отклонению от стандартов поведения', - говорится в докладе за 2003 г.
'Эти лица из-за их деструктивного поведения представляют собой 'группу высокого риска' и подлежат выявлению'.
Автором исследования под названием 'Сокращение угрозы деструктивного поведения со стороны военнослужащих', подготовленного в сентябре 2003 г. и переданного 'Los Angeles Times' с разрешения Пентагона, является Элай С. Флайер (Eli S. Flyer), бывший ведущий аналитик министерства обороны, долгие годы проработавший в Пентагоне в качестве консультанта.
В нем анализировалась процедура вербовки на действительную воинскую службу и случаи нарушения дисциплины военнослужащими после поступления в вооруженные силы. По словам Флайера, военные резервисты проходят тот же процесс отбора, что и солдаты действительной службы.
Хотя Пентагон и ввел некоторые дополнительные процедуры, этого, как утверждается в последнем докладе Флайера, явно недостаточно. Командование видов вооруженных сил сопротивляется совершенствованию процедур отбора, поскольку это 'приведет к сокращению числа кандидатов для поступления на воинскую службу', говорится в докладе 2003 г. - речь идет о проблемах с комплектованием, с которыми в последние годы столкнулись некоторые виды вооруженных сил.
'Особое значение имеет отставание с разработкой процедур отбора кандидатов, позволяющих выявить лиц с отклонениями в поведении, что способствует возникновению проблем с точки зрения соответствия требованиям службы и деструктивных действий, совершаемых после поступления на службу', - отмечается в докладе.
В результате последнего исследования Флайер пришел к выводу о необходимости принятия мер по предотвращению 'целого ряда деструктивных действий, совершаемых военнослужащими', в том числе саботажа, серийных убийств и изнасилований.
Недавно командование армии заявило о начале расследования как минимум 91 случая возможных правонарушений, совершенных американскими военнослужащими в Ираке и Афганистане. Помимо насильственных преступлений в отношении заключенных, подозреваемые обвиняются в избиениях и грабежах мирных жителей.
'Хотелось бы верить, что министерство обороны тщательно изучит их биографии', - отмечает Флайер.
По словам Флайера, заказчиком доклада, подготовленного в сентябре прошлого года, выступал Билл Карр (Bill Carr), исполняющий обязанности помощника заместителя министра обороны по кадровой политике. Взять интервью у самого Карра нам не удалось.
Кертис Гилрой (Curtis Gilroy), ведающий в Пентагоне вопросами комплектования вооруженных сил на посту директора Управления по приему на службу, заявил, что процедура отбора новобранцев 'очень хороша', хотя и признал наличие определенных недостатков.
'Отсеять все гнилые яблоки' непросто, отметил Гилрой, 'но мы стремимся совершенствовать систему и реально это делаем - от вербовщиков до пунктов обработки заявлений о поступлении на службу и объектов, где проводится первоначальное обучение новобранцев. Мы очень серьезно относимся к проблеме отбора и будем повышать бдительность на всех этапах процесса вербовки и приема на службу'.
О серьезности проблемы позволяют судить данные, связанные с осуществлением специальной программы отбора, так называемой 'Программы по обеспечению надежности кадров' (ПОНК), разработанной министерством обороны, чтобы гарантировать допуск к ядерному оружию исключительно лиц с безупречным характером. В 1987-1990 гг. трое людей, получивших допуск в рамках ПОНК, совершили убийства, находясь на действительной службе.
Так, в 1986 г. проверку в рамках ПОНК успешно прошел служащий ВМФ, о котором было известно, что он выступал в качестве подозреваемого в незавершенном деле об убийстве. Три года спустя этот человек - техник по обслуживанию системы пожаротушения на атомной подводной лодке - был обвинен в убийстве пожилой супружеской пары, совершенном во внеслужебное время. Позднее он был осужден.
В ходе интервью Флайер отметил: пока еще слишком рано говорить, повлияли ли выявленные им проблемы на ситуацию в Абу Граиб или другие случаи правонарушений, обнаруженные в Ираке и Афганистане, хотя как минимум в двух из этих случаев были замешаны ветераны с сомнительной биографией.
Имена большинства людей, в отношении которых проводятся расследования, не разглашаются, но как минимум в двух нашумевших случаях лица, обвиняемые в преступлениях, поступили на военную службу несмотря на то, что в прошлом у них уже возникали проблемы с законом.
Капрал Чарлз Э. Грейнер младший (Charles A. Graner Jr.), обвиняемый в том, что он являлся главарем банды, совершавшей издевательства над иракскими заключенными в Абу Граиб, во время войны в Персидском заливе служил в одном из подразделений резерва морской пехоты. В 2001 г. он поступил в одну из резервных частей сухопутных войск, хотя в этот момент против него уже были выдвинуты обвинения в применении насилия по двум гражданским судебным искам. В ходе процедуры развода в 2000 г. его жена утверждала, что он подвергал ее избиениям, и, как показывают материалы суда, добилась вынесения против него двух судебных предписаний по 'защите от рукоприкладства'.
По данным судебных архивов, в 1999 г. заключенный в тюрьме одного из штатов, где работал Грейнер, подал против него и других охранников иск, утверждая, что они пинали и избивали его. Грейнер отрицал свою вину в издевательстве над заключенным. Дело было закрыто в 2000 г., поскольку истец, освободившейся к тому времени из тюрьмы, не явился на заседание суда.
Гай Вомак (Guy Womack), адвокат Грейнера в Техасе, не ответил на телефонные звонки с просьбой о комментариях.
Дэвид Пассаро (David Passaro), обвиняется в том, что в Афганистане избил одного из заключенных настолько жестоко, что тот впоследствии скончался. В 1992 г. Пассаро поступил на службу в сухопутные войска и позднее был принят в одно из подразделений рейнджеров. Перед этим, как показывают полицейские и судебные архивы, он был уволен из управления полиции города Хартфорд (штат Коннектикут) за то, что во время потасовки, случившейся во внеслужебное время, якобы нанес побои одному человеку.
В 2003 г., в тот момент, когда произошел инкриминируемый ему случай в Афганистане, Пассаро работал на ЦРУ в качестве гражданского контрактника. В обвинительном заключении по его делу говорится, что в ходе допросов заключенного-афганца Абдула Вали (Abdul Wali), состоявшихся 19 и 20 июня, он избивал последнего кулаками, ногами и увесистым фонарем. На следующий день Вали скончался.
Томас Макнамара (Thomas McNamara), государственный адвокат из Северной Каролины, которому поручена защита Пассаро, не ответил на наши телефонные звонки.
Флайер проработал в Пентагоне 28 лет, уйдя на пенсию в 1979 г. с должности начальника подразделения по выработке критериев приема на воинскую службу при канцелярии заместителя министра обороны. С тех пор Пентагон десятки раз нанимал его в качестве независимого консультанта для подготовки докладов.
В докладе, который он подготовил в 1998 г., говорилось, что примерно одна треть новобранцев ранее подвергалась аресту, и во многих случаях эти факты не были выявлены при поступлении на службу.
Потенциальные новобранцы с криминальным прошлым могут быть приняты на службу на условиях ограниченной годности по причинам, связанным с моральной репутацией. В докладе Флайера за 1998 г. говорилось, что из 3,5 миллионов человек, поступивших на воинскую службу с 1978 по 1989 г., 300000 были признаны ограниченно годными в связи с моральной репутацией, в основном из-за прошлых арестов по уголовным обвинениям.
Как утверждалось в докладе, лица, принятые на таких условиях, чаще других имели неприятности с законом или увольнялись из армии за нарушения дисциплины.
К вопросу о применении принципа ограниченной годности в связи с моральной репутацией Пентагон обратился в своем докладе конгрессу, распространенном в том же 1998 г. Как отмечалось в докладе, за прошедший год сухопутные войска удовлетворили 68% прошений о приеме на условиях ограниченной годности от лиц, осужденных за тяжкие преступления.
Кроме того, там говорилось, что в периоды трудностей с комплектованием командование видов вооруженных сил может 'проявлять склонность к приему на службу лиц, которым, при более благоприятной ситуации с набором, было бы в нем отказано'.
В последнем докладе Флайер призывает к проведению ряда реформ, в том числе разработке 'для работников службы кадров вооруженных сил инструкций относительно поведенческих признаков:связанных с вероятностью деструктивных действий', а также более эффективного использования компьютеризованных архивов для отсева людей с серьезными поведенческими отклонениями в прошлом.
По словам Флайера, некоторые из рекомендаций, содержавшихся в его докладе, были приняты, а решение отдельных проблем находятся за пределами возможностей Пентагона - так, работники кадровой службы не имеют доступа к данным о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, поскольку суды их не разглашают.
Однако, отмечает он, несмотря на 'существенные улучшения', еще 'остаются проблемы, которые предстоит решить'.
'Обеспечение гарантий защиты военнослужащих от неправомерного использования архивных данных - дело непростое, но цена, которую приходится платить за неэффективное использование этой информации, очень высока', - заявил он.
По словам Гилроя, базы данных об уголовных преступлениях, которыми пользуются военные при отборе новобранцев, весьма несовершенны, а кандидаты порой называют выдуманные фамилии и индивидуальные номера службы социального страхования, чтобы скрыть прошлые правонарушения.
Как утверждает Гилрой, в последние годы Пентагон серьезно усовершенствовал систему, в частности создав централизованные базы данных кадровых служб и улучшив взаимосвязь между ними.
Кроме того, он отметил, что под давлением Пентагона конгресс в конце 1990х гг. принял закон, власти штатов резко снизить плату, которую они взимают с вооруженных сил за услуги по проверке криминального прошлого людей.