В России ширится страх перед новым банковским кризисом. Два кредитно-финансовых учреждения уже закрыты, банки отказывают друг другу в кредитах, растут проценты, а клиенты опасаются за свои сбережения. Центральный банк и правительство пытаются успокоить людей и говорят о 'психологическом кризисе'. Однако эксперты едины в следующем: 'В России слишком много банков', - это говорит Арташес Терзян, вице-президент крупного инвестиционного банка 'Траст'. - Слишком много мелких банков, выживать они могут только благодаря незаконному или полузаконному бизнесу'. В России пока насчитывается 1760 кредитно-финансовых учреждений. Из них, как считается, 'предпринимательскую активность' проявляют только 1300.
В середине мая был лишен лицензии по подозрению в отмывании денег 'Содбизнесбанк'. Буквально через несколько дней решение о самороспуске принял 'Кредитно-трастовый банк'. По вкладам он занимал в стране 70-е место.
Недобрые воспоминания
С того момента продолжают ходить слухи, что на пороге банкротства находится целый ряд российских банков. Наконец, в начале этой недели российская 'Независимая газета' сообщила, что в распоряжении редакции имеется 'черный список', в котором значатся 27 банков, находящихся под угрозой банкротства. Названий этих кредитно-финансовых институтов пока никто не знает. Однако банки уже начали отказывать друг другу в кредитах. 'Царит всеобщая нервозность, - говорит Терзян. - Мы закрыли кредитные линии для тех банков, которые находятся в центре сумятицы'.
Это, в свою очередь, снова сказывается на деятельности данных банков и усиливает нервозность. На банковских кризисах россияне уже обжигались. Слишком глубоко сидит память о 'черном четверге', о 24-м августе 1995 года, когда рухнул банковский рынок, и о кризисе рубля в августе 1998 года.
На прошлой неделе Центральный банк и органы финансового надзора выступили, пытаясь успокоить волнение, с опровержением относительно существования 'черного списка'. Однако предчувствие опасности появилось даже у президента Путина, который в середине июня призвал главу Центрального банка Сергея Игнатьева к осмотрительности и умеренности. Он надеется, сказал Путин, что Игнатьев не планирует генеральной зачистки в российской банковской системе.
Тем не менее, Центральный банк собирается наводить в секторе кредитования порядок. Дело в том, что, по мнению экспертов, банки в России выполняют свои функции как посреднические структуры в финансовом секторе в недостаточной мере. 'В России все еще нет банков, в которых она, собственно, нуждается', - сказал на прошлой неделе президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер (Jean Lemierre).
Российская банковская система страдает от недостатка доверия. Россияне предпочитают держать свои накопления в чулках и под матрацами, а не в банках - это тоже следствие банковских банкротств и валютного кризиса в августе 1998 года. По оценкам экспертов, из экономического оборота изымаются в результате от 40 до 70 миллиардов долларов США. Помимо этого большинство кредитных учреждений имеет слишком маленький собственный капитал. По международным стандартам он должен составлять восемь процентов от объема кредитов, в России - в среднем только два процента.
Недостаток капитала
Наконец, успешно работающие предприятия страны, экспортеры нефти и газа, имеют свои собственные банки. Их капитал оказывается для заемщиков из других отраслей экономики в целом закрытым. Таковым является 'Газпром-банк', имеющий капитал в размере 2,4 миллиардов долларов США и считающийся по этому показателю в стране третьим банком. В то же время, согласно исследованию ОЭСР, более 90 процентов российских банков располагают капиталом менее десяти миллионов долларов США.
Эксперты поэтому требуют очистить российский банковский сектор. 'В предстоящие годы количество российских банков будет резко сокращено', - ожидает Джонатан Шиффер (Jonathan Schiffer) из американского рейтингового агентства Moody's. Но на этот раз катастрофы, как в 1998 году, произойти не должно.