Внимание участников только что завершившегося саммита НАТО в Стамбуле, судя по всему, было полностью поглощено продолжающимися кризисами в Ираке и Афганистане и урегулированием внутренних разногласий, вызванных этими кризисами. Лидеры союзных стран бросили лишь мимолетный взгляд на важнейшее в стратегическом отношении 'приграничье' альянса - Черноморско-закавказский регион. Впервые со времен мадридского саммита 1997 г. НАТО в Стамбуле не поддержала идею расширения на восток и отказалась открыть перед восточными соседями альянса перспективу будущего вступления в его ряды.
В итоговом коммюнике саммита мимоходом 'приветствуется решение Грузии, Азербайджана и Узбекистана о разработке Планов действий в рамках индивидуального партнерства с НАТО'. Преднамеренно или нет, но эта формулировка является обескураживающим сигналом для Грузии и Азербайджана, стремящихся к членству в НАТО - ведь в ней они объединены с Узбекистаном. На деле же Грузия и Азербайджан представили НАТО разработанные ими Планы действий в рамках индивидуального партнерства (ПДИП) еще накануне саммита, надеясь, что там они будут официально обнародованы. Однако этот шанс был упущен.
Обе эти страны являются активными членами возглавляемой США антитеррористической коалиции; кроме того, они предоставили воинские контингенты для участия в натовских или американских миротворческих операциях на Балканах, в Афганистане и Ираке. Они оказывают важнейшую стратегическую поддержку операциям США и их союзников, позволяя им использовать свое воздушное пространство, обеспечивают безопасность ключевых маршрутов транспортировки энергоносителей на Запад, и успешно пресекают проникновение террористов и исламских фундаменталистов на свою территорию. Азербайджан добился всего этого в основном собственными силами, при определенной помощи со стороны Турции; Грузия же - при значительной поддержке США.
Одновременно Грузия и Азербайджан - хотя в целом они все еще больше получают помощь от НАТО, чем оказывают ее - уже начали обеспечивать свою собственную безопасность, а также безопасность региона и альянса. Они даже способствуют безопасности России, обеспечивая герметичность ее южной границы (в том, что касается Грузии, этого результата ей удалось достичь с американской помощью).
Американская Программа обучения и оснащения (ПОО) грузинских сил безопасности - одна из наиболее успешных программ в этой области, осуществленных США за последние годы - сворачивается преждевременно. Через эту двухлетнюю программу стоимостью в 64 миллиона долларов прошли примерно 2700 грузинских военнослужащих. Этот небольшой по численности контингент уже вносит ощутимый вклад в стабилизацию обстановки в регионе, пресечение проникновения туда террористов и сдерживание радикальных шагов в отношении Грузии со стороны сепаратистских 'квазигосударств', образовавшихся на ее территории. Пентагон предпочел бы продолжить осуществление программы и обучить больше грузинских войск, однако перенапряжение ресурсов в связи с операциями в Ираке и Афганистане, судя по всему, вынуждает его практически приостановить ПОО в Грузии, даже несмотря на то, что это ставит под угрозу уже достигнутые в ее рамках результаты.
Президенты Грузии и Азербайджана - Михаил Саакашвили и Ильхам Алиев - выступая на одном из заседаний стамбульского саммита, детально остановились на усилиях, предпринимаемых их странами, чтобы добиться соответствия критериям, установленным для кандидатов на вступление в НАТО. Грузия и Азербайджан надеются, что выполнение задач, поставленных в разработанных ими ПДИП в течение нескольких годовых циклов, позволит к очередному саммиту альянса перейти от ПДИП к Планам действий по вступлению в НАТО. В качестве партнеров НАТО на его 'переднем крае', чья западная ориентация может поставить под угрозу их безопасность, Грузия и Азербайджан заслуживали того, чтобы на этом саммите НАТО их усилия получили должное признание.
Еще одно государство, стремящееся к вступлению в НАТО - Украина - фактически является 'экспортером' безопасности в отношении НАТО и возглавляемых США антитеррористических операций. Украина направила 1650 солдат в Ирак, сотни военнослужащих - в Косово (в составе польско-украинского батальона, поступившего под командование НАТО), а целая эскадра украинских военно-транспортных самолетов дальнего радиуса действия поддерживает союзные операции в соответствии с украинско-натовским меморандумом о действиях стратегической транспортной авиации. Страна регулярно проводит с войсками НАТО совместные учения и играет незаменимую роль в транзите войск альянса из Европы на оперативные театры в Афганистане и Центральной Азии. Недавно подписанный между Украиной и НАТО меморандум о поддержке принимающей страны, позволяет увеличить масштабы совместных учений и транзита. Военная реформа на Украине, сдерживаемая серьезными финансовыми проблемами, занимает центральное место в рамках натовско-украинского Плана действий, и проходит в тесном сотрудничестве со странами НАТО. Все это получило должное отражение в коммюнике стамбульского саммита.
Президент Украины Леонид Кучма, принимавший участие в заседании комиссии 'Украина-НАТО' на уровне глав государств, подтвердил, что целью Украины является членство в НАТО. На заседании, однако, было решено воздержаться от любых политических сигналов на этот счет до президентских выборов на Украине, назначенных на октябрь месяц. Члены альянса призвали украинские власти обеспечить свободные и честные выборы, и в целом продемонстрировать свою приверженность демократическим ценностям, верховенству закона, свободе слова и СМИ. На этих условиях альянс готов в конце года - после оценки достигнутых украинской стороной результатов - повысить уровень политических отношений с Украиной.
На прошедшем саммите на экране 'натовского радара' наконец появилась Молдова. По пути в Стамбул министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) сделал остановку в Молдове и призвал к выводу российских войск из этой страны. Кроме того, г-н Рамсфелд выступил за более масштабное участие Молдовы в натовской программе 'Партнерство ради мира' (ПРМ), что могло бы оказать 'стабилизирующее влияние на весь регион'. Президент Молдовы Владимир Воронин, участвовавший в стамбульском саммите в качестве главы одной из стран-участниц ПРМ, призвал к 'полному и безоговорочному' выводу российских войск - со стороны президента-коммуниста это был просто беспрецедентный жест. В итоговом коммюнике саммита содержится призыв к России вывести свои войска, и подчеркивается 'необходимость интенсификации усилий по завершению их вывода как можно скорее'.
Сегодня НАТО имеет границу с Молдовой протяженностью в 400 километров. Следующим шагом, который необходимо предпринять НАТО и США является включение взаимосвязанных вопросов о выводе российских войск и урегулировании приднестровского конфликта в повестку дня натовско-российских и американо-российских контактов, отказавшись от прежнего курса на их передачу под эгиду беспомощной ОБСЕ, что позволяет России занимать обструкционистскую позицию.
На стамбульском заседании Эстония, Латвия и Литва впервые присутствовали в качестве полноправных членов НАТО, и одним из ключевых выступлений в ходе саммита стала импровизированная речь президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги от имени всех 10 стран, присоединившихся к НАТО в 2002-2004 гг. Она бросила взгляд на недавнее прошлое этих некогда порабощенных стран - начиная с Ялтинских соглашений 1945 г. - 'одной из величайших ошибок двадцатого столетия' - и до того момента, когда они, наконец, обрели свободу и вновь стали частью Запада, получив гарантии безопасности со стороны НАТО. На саммите прибалтийские государства вместе с Румынией указывали на необходимость помочь Украине, Грузии и Азербайджану добиться соответствия критериям для вступления в НАТО.
Накануне саммита и в период его работы на пост президента Литвы в ходе досрочных выборов 27 июня едва не был избран представитель политических сил, связанных с Россией. В обстановки апатии и усталости избирателей от долгого пребывания у власти 'мэйнстримовских' политиков, кандидат Казимира Прунскене стала сильным конкурентом прозападного фаворита Валдиса Адамкуса. В некоторых заявлениях, сделанных в ходе предвыборной кампании, Прунскене намекала, в случае своей победы, на возможность 'разъединения' Литвы с США и НАТО. В конечном итоге г-н Адамкус одержал трудную победу, получив 52,5 % голосов. Сразу после голосования г-н Адамкус, американец литовского происхождения, заявил, что эти выборы стали состязанием между Востоком и Западом за влияние в стране.
Запад выиграл это состязание в Европе от Балтики до западного побережья Черного моря - г-жа Вике-Фрейберга назвала это эпохальным событием в истории Европы - и способен выиграть его в регионе, лежащем к востоку от Черного моря. Но 'сигнал тревоги', прозвучавший на выборах в Литве, показывает, что некоторым новым членам НАТО требуется помощь, чтобы их институты и политические процессы приобрели иммунитет от попыток лишить эти страны плодов упомянутого эпохального события.
Г-н Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Jamestown Foundation, публикующего периодическое издание 'Eurasia Daily Monitor'