Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евросоюз расширяется; напряженность на его новых границах нарастает

'Железный занавес' Малого Зельменца

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ЕС борется с проблемами, связанными с интеграцией десяти новых членов, принятых в его ряды 1 мая. А вдоль новых границ Евросоюза уже нарастает напряженность. Евросоюз требует от новых членов, таких как Словакия, соблюдать жесткий пограничный контроль и визовый режим, чтобы не допустить нелегальной иммиграции, организованной преступности и контрабанды. Поэтому новые члены ЕС вкладывают большие средства в высокотехнологичное охранное оборудование и подготовку персонала на пограничных пропускных пунктах. Однако такие ограничения сдерживают поток товаров и людей через границу. А ведь именно такой поток с окончания Холодной войны обеспечивал значительную часть жителей Восточной Европы средствами к существованию.

Малый Cелменц, Украина - В начале года Петер Лизак ездил в гости к своему двоюродному брату, который живет на другом конце этой маленькой деревни, населенной этническими венграми. Пешком он дошел бы до него за пять минут.

Однако посередине деревню разрезает словацко-украинская граница, и Петера Лизака отделяют от двоюродного брата два проволочных забора трехметровой высоты. 60-летнему Лизаку для встречи с родственником нужно потратить три дня и проехать 700 километров, чтобы за 36 долларов купить визу и найти пограничный переход на ту сторону.

'Я мог бы пешком на ту сторону сходить, а не ездить через всю страну', - говорит Лизак.

После того, как 15 лет назад пала Берлинская Стена, стало значительно легче пересекать границы Восточной Европы. Однако для жителей 'Большого Селменца', как называют словацкую часть деревни, и для жителей 'Малого Селменца', находящегося на украинской стороне, в последнее время граница опять закрылась. Причина: 1 мая Словакия вступила в Европейский Союз, а Украина нет.

Это означает новые иммиграционные и торговые ограничения, а также хорошо охраняемую границу. Соседи снова оказались разделенными. Результат таков: в то время как ЕС стремится объединить европейский континент, люди в двух концах Селменца вынуждены перекликаться друг с другом через новый 'железный занавес', на этот раз передвинутый на несколько сот километров восточнее.

ЕС борется с проблемами, связанными с интеграцией десяти новых членов, принятых в его ряды 1 мая. А вдоль новых границ Евросоюза уже нарастает напряженность. Евросоюз требует от новых членов, таких как Словакия, соблюдать жесткий пограничный контроль и визовый режим, чтобы не допустить нелегальной иммиграции, организованной преступности и контрабанды. Поэтому новые члены ЕС вкладывают большие средства в высокотехнологичное охранное оборудование и подготовку персонала на пограничных пропускных пунктах. Однако такие ограничения сдерживают поток товаров и людей через границу. А ведь именно такой поток с окончания Холодной войны обеспечивал значительную часть жителей Восточной Европы средствами к существованию.

Соблазняемые обещаниями легких торговых доходов и подъема жизненного уровня, новые соседи ЕС все больше хотят вступить в Евросоюз. Однако ЕС не горит желанием принимать в свои ряды бывшие советские республики, так как некоторые из них бедны как Гаити и расколоты сепаратизмом. Однако в ЕС растут настроения в пользу принятия в Союз 49-миллионной Украины. Главным образом, такие настроения формируют новые члены клуба, желающие для самих себя более стабильного и процветающего соседства.

Однако дальнейшее продвижение границ ЕС на восток создает дополнительную финансовую нагрузку для ее членов. Евросоюз придвинулся к более бедному и менее стабильному региону. Поскольку большая часть внутренних границ ЕС открыта, принятие Украины фактически означает, что рубежи его давних членов, таких как Франция, вплотную придвинутся к российскому порогу. Либо, если в один из дней в ЕС вступит Турция, как это предсказывают сегодня, Евросоюз будет граничить с Ираком и Сирией.

Для многих ЕС уже сегодня представляется неуклюжей и громоздкой структурой, объединяющей 450 миллионов человек и 25 государств. В 2007 году ожидается его дальнейшее расширение за счет включения Румынии, Болгарии и, возможно, Хорватии. Учитывая монументальную задачу по интеграции свежих новобранцев этого года призыва, которая будет обходиться в десятки миллиардов долларов ежегодно, многие считают, что перекройку границ следует прекратить.

Комиссар ЕС голландец Фриц Болькштейн в своей новой книге "The Limits of Europe" ('Пределы Европы') заявляет, что рамки Евросоюза следует ограничить, не допуская в него Украину и Турцию, поскольку присоединение данных стран переполнит ЕС, сведя его функции к обычному таможенному союзу или даже вызвав его дезинтеграцию. 'Не надо стыдиться признания в том, что границы существуют', - пишет Болькштейн.

Другие в расширении Евросоюза видят положительные стороны. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, например, заявляет, что включение мусульманской Турции является стратегически важным, поскольку оно поможет принести на Ближний Восток европейскую стабильность. В декабре ЕС примет решение, следует ли начинать переговоры о вступлении Турции. Этот вопрос связан с мощными религиозными предубеждениями в основном христианского Евросоюза. Однако многие говорят, что Турции будет дан зеленый свет в целях избежания дальнейших трений между мусульманским миром и Западом.

Пограничные проблемы Селменца начались в 1944 году, когда советские войска разрушили один деревенский дом и через него провели пограничную линию. В течение следующих 45 лет братья и сестры не могли встречаться. Когда кто-то из жителей умирал, родственникам приходилось провожать их в последний путь только взглядами через забор из колючей проволоки под наблюдением часовых на вышках.

Эрико Риган, которой сейчас 41 год, вспоминает, что в молодости она и ее подруги флиртовали через забор с парнями из-за границы, но встретиться с ними не могли. 'Тут же приезжали в своих джипах пограничники, и мы разбегались', - говорит она.

Казалось, что все это ушло в прошлое, когда в 1989 году была снесена Берлинская стена. Границы между странами бывшего советского лагеря стали более прозрачными, и селяне из обоих концов Селменца получили возможность ходить друг к другу без виз. Временами пограничники даже разрешали им по праздникам проходить через заборы без всяких проверок документов.

Селменц - это бедная деревушка на плоской равнине Закарпаться, где в давние времена осели мадьярские племена, пересекшие Карпатские горы в своем движении с востока. Потом мадьяры пошли дальше и заселили современную Венгрию. Большинство жителей Селменца крестьяне, однако совхоз в Малом Селменце закрыли, и люди остались без работы. Около трети трудоспособного населения этого юго-западного района Украины работает сейчас за границей.

Люди с украинской стороны очень надеялись, что барьеры Холодной войны уничтожены навсегда. Жители Малого Селменца и всего Закарпатья установили свои часы на центральноевропейское время, на час позже официального украинского времени. Это показывает, к чему склоняются люди, многие из которых за всю свою жизнь на одном месте видели пять разных правительств, от венгерского до советского. 'Мы чувствуем, что живем в Центральной Европе', - говорит муж Эрико Риган, 43-летний Иштван.

Из-за стремления Словакии привести границу в соответствие с визовыми требованиями ЕС краткий период воссоединения закончился. В 1999 году, последнем, когда украинцы могли ездить в Словакию без виз, границу пересекло 2,9 миллиона человек. В 2001 году, когда опять стал действовать визовый режим, эта цифра снизилась до 801 тысячи. Сейчас, когда Словакия готовится присоединиться к зоне ЕС, где внутренние передвижения осуществляются без ограничений, граница Евросоюза с Украиной станет еще более закрытой.

Только небольшая часть жителей Малого Селменца, 250 человек, имеет постоянную работу. Другие живут на нерегулярно выплачиваемую украинскую пенсию в 50 долларов в месяц, что делает невозможным получение визы и поездку в Большой Селменц.

До последнего времени украинцы свободно ездили из Львова, столицы западной Украины, в Польшу - на работу, на дополнительные заработки, продавая в Польше солярку, сигареты и прочие товары, которые на Украине стоят дешевле. Ежегодно границу с Польшей пересекало около 10 миллионов человек. Однако в октябре прошлого года Польша с большой неохотой ввела визовый режим по правилам ЕС. Теперь каждый день возле польского консульства во Львове для получения виз выстраивается очередь из полутора-двух тысяч человек. Чтобы пересечь границу на машине, требуется от шести часов до двух дней.

Легко понять, почему ЕС так неохотно говорит о принятии в свои ряды Украины. Украина в сегодняшнем составе Евросоюза стала бы пятым по численности членом - большим, нежели Польша, которая выступает за включение Украины в ЕС. Украина получила бы и соответствующие права по голосованию. Однако юридическая система Украины и прозрачность деятельности основных ее компаний выглядят неутешительно даже на фоне России, а ее демократические институты очень слабы.

В последние годы украинская экономика развивается быстрыми темпами. В 2003 году темпы роста составили 9,4 процента. Однако страна остается бедной. В соответствии с данными Всемирного Банка, годовой доход на душу населения в Украине в 2002 году составлял 4 650 долларов (с поправкой на покупательскую способность). В Польше этот доход составляет 10 130 долларов, а в 12 странах, где имеет хождение евро, эта цифра в среднем равна 24 900 долларов.

Проведение новой границы к востоку от Украины также усложнит отношения Евросоюза с Россией - главным поставщиком энергетического сырья для европейских экономик. Россия рассматривает Украину как естественную сферу своего влияния, а ЕС - как конкурента в своем 'ближнем зарубежье'. На Украине проживает по меньшей мере 8 миллионов этнических русских. Российские компании владеют четырьмя из шести украинских нефтеперерабатывающих предприятий, на их долю приходится 80 процентов всего объема производства отрасли. Трубопроводы, по которым российский газ и нефть идут в Европу, дают большой доход. В этом году Украина присоединилась к непрочному экономическому союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

'Украинцы находятся в ужасном положении - они не могут выбирать между ЕС и Россией', - говорит Федор Лукьянов, редактор нового журнала 'Россия в Глобальной Политике'.

В 1996 году американский ученый Самуэль Хантингтон в своей книге 'The Clash of Civilizations' ('Столкновение Цивилизаций') опубликовал карту внешних границ западной цивилизации, в которой предсказал, что следующие крупные конфликты будут происходить по религиозным, а не по идеологическим причинам.

Новая граница ЕС во многом следует предсказаниям Хантингтона. Все восемь стран бывшего коммунистического блока, вступившие в прошлом месяце в ЕС, расположены к западу от разделительной линии. Все остальные, не принятые в Союз, расположены к востоку (за исключением Хорватии). Украина как бы расколота пополам. Большинство населения восточной Украины принадлежит украинской православной церкви, возглавляемой патриархом русской церкви из Москвы. Большая часть населения западной Украины, которая многие века входила в состав Польши или Австро-Венгрии, принадлежит греческой католической церкви, которая следует православным обрядам, но возглавляется Папой Римским.

ЕС предложил Украине и другим бывшим советским республикам, заинтересованным во вступлении в Евросоюз, особую программу под названием 'Расширенная Европа'. Этой программой предусмотрена определенная финансовая помощь, она способствует принятию этими странами юридических, торговых и прочих стандартов ЕС. Но главное состоит в том, что программа не предусматривает вступления этих государств в ЕС даже в перспективе, а это лишает их мотивации для принятия трудных решений.

С 2001 года население Селменца выступает за создание специального пограничного перехода исключительно для местных жителей, что запрещается законодательством ЕС. Сельчане построили украшенные резьбой деревянные ворота, распилили их на две части и поместили половинки по обе стороны границы, символизируя свое разделение. Они надеются соединить эти половинки, когда будет создан переход.

В апреле главы администраций Малого и Большого Селменца побывали в Вашингтоне, где венгерское лобби организовало специальный брифинг для конгрессменов по пограничной проблеме деревни. Впервые глав администраций во время встречи не разделял забор. Однако на брифинг пришел только один конгрессмен, член палаты представителей Дайан Уотсон.

Хотя в настоящее время разрабатывается предложение об изменении законодательства Евросоюза, которое позволило бы ограниченно пересекать границу, для его принятия понадобится одобрение всех 25 членов. Об этом сказала Элизабет Шредтер, член Европарламента от Германии, занимающаяся вопросом Селменца.

'Проблема состоит в том, что она затрагивает очень много болевых точек внутри Евросоюза, касающихся незаконных иммигрантов, преступности и так далее, - говорит госпожа Шредтер, - боюсь, для решения этого вопроса понадобятся многие годы'.

Материал для статьи предоставлен Каролин Чэпмэн из Большого Селменца, Словакия.