В 1859 году Дарвин опубликовал свою работу 'Происхождение видов путем естественного отбора', первый тираж которой - 1500 экземпляров - был распродан за один день. С того момента началась полемика вокруг дарвинизма. Со дня появления теории эволюции прошло уже почти полтора столетия, и за это время дискуссия эволюционировала, адаптировалась, видоизменялась, как, по наблюдению Дарвина, и происходит в природе. Но по-прежнему не прекращалась.
В апреле этого года в Италии разразился настоящий национальный кризис, после того как министр образования Летиция Моратти (Letizia Moratti) объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе. Реакция последовала незамедлительно, и министру пришлось отказаться от своих намерений и создать комиссию во главе с лауреатом Нобелевской премии 1996 года Ритой Леви-Монтальчини (Rita Levi Montalcini) для работы над новым проектом школьной программы. Несколькими годами раньше в Аргентине при президенте Менеме (Menem) произошло нечто подобное.
В Соединенных Штатах теорию Дарвина периодически ставят к позорному столбу, и это продолжается, начиная с двадцатых годов прошлого столетия, когда в городе Дейтон штата Теннеси состоялся знаменитый 'обезьяний процесс': школьного учителя Джона Скопса (John Scopes) судили за преподавание теории эволюции. Этот и последовавшие за ним процессы - последний состоялся в 1999 году в Канзасе - в определенной степени стали эмблемой страны, борющейся за свободу выражения своих мыслей и свободу преподавания.
Опасную теорию Дарвина так по-прежнему и воспринимают как угрозу, но в разных странах по-разному. В Италии, как и в Испании, где 'Теория эволюции видов' входит в обязательную программу средней школы, уже больше не обсуждается - как всего лишь несколько лет назад в Соединенных Штатах - справедливость сделанных архиепископом Джеймсом Ашшером (James Ussher) расчетов, согласно которым мир был создан вечером 23 октября 4004 года до Рождества Христова.
Сегодня подобная тема для дискуссий может вызвать лишь улыбку. Сама католическая Церковь устами Папы Иоанна Павла II (1996) и еще раньше в обнародованной в пятидесятые годы энциклике Папы Пия XII 'Humanis Generis' признала, что дарвиновская теория - не просто гипотеза. Церковь предпочла отдать объяснение самого процесса эволюции в руках науки, оставив за собой исследование более личных причин. Нынешняя полемика объясняется, скорее, распространившимся в эпоху постмодернизма отношением к обобщающим теориям. В наши полные иронии времена вседозволенности теория эволюции - равно как и наука вообще - признаются высокомерными. В случае с дарвинизмом подобные обвинения дополняются еще пробелами в структуре теории, недостоверностью сведений и сомнениями в истолковании механизмов эволюции.