Москва, 4 июля 2004 года. Когда на этой неделе собрался самый многочисленный, быть может, съезд Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), обстановка едва ли могла быть более безрадостной. Заказанный для этой цели концертный зал был наполовину пустым. И каким-то образом - руководство партии назвало это диверсией - случилось так, что в зале отключили электричество.
Через несколько минут после того, как был исполнен национальный гимн России, погасило даже аварийное освещение.
"Против Коммунистической партии ведется война", - выкрикнул в затемненный зал ее лидер Геннадий Зюганов. Один из его помощников светил фонариком, чтобы лидер партии мог читать свои заметки. "Война без правил", - добавил г-н Зюганов.
Раздираемые внутренними противоречиями и переигранные президентом Владимиром Путиным российские коммунисты занимают самые слабые позиции с тех пор, как в 1993 году они после 2-летнего запрета возвратились на политическую арену.
На первый взгляд, их несчастья объясняются естественным снижением популярности политической партии, которая после заката советской власти все еще не определилась со своей платформой. Любая партия, лидер которой объявляет, что "капитализм - это смерть", как это сделал в субботу г-н Зюганов, не может с достаточным основанием ожидать широких успехов в обществе, которое ориентировано на международное признание, высокооплачиваемые рабочие места и западные товары.
Но если копнуть глубже, то скольжение партии к неуместности означает рост как влияния г-на Путина, так и того, что аналитики описывают как сопутствующие риски этого роста. Одним из самых странных результатов сосредоточения власти в руках г-на Путина стало то, что коммунисты, политические наследники Ленина и Сталина, оказались теми, кто олицетворял собой последний шанс сохранения системы парламентских сдержек и противовесов, на которые обыкновенно полагаются открытые общества.
И вот теперь этого шанса больше нет.
"Коммунистическая партия стала маргинальной, и я думаю, что в результате этого пострадала демократия", - сказал специализирующийся на России профессор политологии Стэнфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul).
Поворот кругом оказался очень быстрым.
Прошлой осенью коммунисты имели 113 мест в 450-местной Думе, нижней палате российского парламента, и могли оказывать влияние на принятие законов, иногда даже блокируя законодательные инициативы г-на Путина. После сокрушительного поражения на декабрьских парламентских выборах у них осталось 51 место, в результате чего поддерживающий политику г-на Путина блок "Единая Россия" приобрел в Думе подавляющее большинство.
Равным образом, кандидат от коммунистов на президентских выборах нынешней весной сумел получить всего 13,7% голосов избирателей. Г-н Путин получил 71,3% голосов.
Когда звезда коммунистов закатилась, их остатки перессорились между собой. Сегодня они целиком поглощены личными и идеологическими распрями.
В субботу, когда г-н Зюганов выступал с речью, отколовшаяся часть партии проводила на речном пароходе отдельный съезд, который собрался тайно и затем послал своих представителей в театр на Пушкинской площади, чтобы те объявили, что теперь бразды правления находятся в их руках.
Отколовшиеся делегаты утверждали, что на прошлой неделе они получили кворум и лишили власти г-на Зюганова. "КПРФ стала партией одного человека", - сказала Татьяна Астраханкина, один из лидеров отколовшейся части партии, разъясняя мотив попытки сменить партийное руководство.
Г-н Зюганов, не признавший тех, кто потом организовал путч против него, настаивает, что обстановка совершенно противоположна. "Соперничающую группировку исключили из КПРФ, а ее махинации не имеют законной силы", - сказал он.
Одним из результатов этого тщательно продуманного заявления стало то, что на протяжении нескольких дней никто не мог сказать с уверенностью, кем - или чем - в действительности является Коммунистическая партия. Валентин Кныш, один из соперников г-на Зюганова, сказал, что решать этот вопрос, возможно, придется Министерству юстиции РФ.
Этот политический хаос отражает идеологический разброд.
С большой ностальгией, если уж не с доктринальной преданностью Коммунистическая партия России все еще группируется вокруг Ленина, но при этом пытается преобразовать социалистические идеалы своего основателя в нечто, что бы можно было использовать в политических целях в современный период.
Андрей Карелин, который возглавляет молодежное крыло партии, описывает эту задачу как "творческое развитие марксизма-ленинизма в рамках практических реалий нашего времени".
Смысл этого зависит от того, кто это говорит, однако некоторые из уступок явно не согласуются с тем, чему учил Ленин. Главный из этих пунктов: партия признает частную собственность и религию. "Мы гарантируем свободу вероисповедания", - сказал в субботу г-н Зюганов.
Но спустя несколько минут прозвучал некий диссонанс, когда он объявил о своей верности мировой социалистической революции, которая, в числе прочего, боролась за перераспределение частной собственности и за отказ от религиозных верований.
Г-н Карелин озвучил более центральную цель - социальные гарантии для бедных и сопротивление администрации г-на Путина, которую он назвал "старой буржуазной гвардией".
Борис Кагарлицкий, директор московской неправительственной организации "Институт изучения глобализации", сказал: "Идеология КПРФ совершенно непонятна. Партия все больше и больше запутывается".
Эта непоследовательность не ускользнула от внимания общественности. В ходе проведенного в мае с.г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опроса выяснилось, что 76% россиян полагают, что поддержка Коммунистической партии сокращается. Главной причиной этого сокращения, как заявили респонденты, стало то, что "коммунистическая идеология осталась в прошлом".
И все же аналитики говорят также, что значительная часть происходящего в партии объясняется возвышением г-на Путина и той тактикой, которую он использует, чтобы перехватить у коммунистов главные вопросы партийной повестки.
В прошлом году Кремль способствовал рождению националистической партии "Родина", которую активно поддержала патриотическая часть избирателей, традиционно голосовавших за Коммунистическую партию.
Более того, тот факт, что г-н Путин поддерживает уголовные обвинения против Михаила Ходорковского, миллиардера и основателя нефтяной компании ЮКОС, а также гражданский иск о взыскании недоимок с самой компании, в глазах общественного мнения ставят г-на Путина против тех, кто, как считают многие россияне, разграбил государственные ресурсы после распада Советского Союза.
В более общем плане, администрация г-на Путина излучает уверенность в себе и стабильность, весьма привлекательные качества для избирателей, которые испытывают ностальгию по тем временам, когда Москва считалась сильной.
В совокупности, говорят аналитики, успехи и проницательность г-на Путина сумели переманить избирателей из рядов Коммунистической партии.
Одним из следствий этого стало то, что на месте былой мощной оппозиции в парламенте сегодня оказались г-н Путин и его господствующий блок "Единая Россия". Очень часто законопроекты проходят через парламент, не встречая вообще никакого сопротивления. "В этой стране сегодня очень многое зависит от благорасположения одного человека", - сказал один работающий в Москве западный дипломат.
Члены группировки г-на Зюганова обвинили в изменении политического баланса сил Кремль, однако сказали, что их собственный проигрыш обусловлен в меньшей степени популярностью г-на Путина, чем его политической беспощадностью.
В одном из главных обвинений в адрес Кремля, брошенном теми, кто солидарен с вышеназванной точкой зрения, сказано, что члены отколовшейся партийной фракции были куплены Кремлем, который хочет сначала ослабить партию изнутри, а затем подчинить ее своей воле.
"Мечта нынешней администрации - приручить все политические партии страны, полностью лишить их воли к сопротивлению, - сказал советник КПРФ Леонид Доброхотов. - Они хотят сделать из Коммунистической партии не настоящую оппозиционную силу, а своего рода витрину оппозиции для Запада, чтобы потом заявлять 'Да, у нас в России есть оппозиция'".
Вышеупомянутый западный дипломат сказал, что Кремль ведет против КПРФ активную подрывную работу. "Политические стратеги Путина проанализировали ситуацию и поняли, что для того чтобы достичь своих целей, им необходимо сломать хребет Коммунистической партии, - заявил этот дипломат. - И это им удалось".
Этот дипломат говорил на условиях анонимности, как теперь принято среди работающих за рубежом дипломатических сотрудников.
Со своей стороны, Кремль остается умышленно отстраненным, отказываясь реагировать на утверждения, что это он помог разброду в Коммунистической партии. "Никакая партия в этом мире не согласится с утверждением, что она стоит на пороге вымирания, - сказал о коммунистах один из помощников г-на Путина. - А потому им приходится искать троянского коня. Если такого троянского коня нет в природе, им приходится его создать".
Коммунистическая партия, несмотря на свою беспомощность в данный момент, не умерла. Она остается общенациональной партией, организации которой существуют и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, и в рядах которой насчитывается около 500 тысяч человек. Члены КПРФ и аналитики говорят, что у этой партии все еще может быть будущее.
Г-н Кагарлицкий, директор института, и г-н Макфол, политолог, оба сказали, что российский электорат ожидает появления современной социал-демократической или левоцентристской партии - ниша, которую в предстоящие годы может постараться занять Коммунистическая партия, как это сделали коммунисты в других бывших странах советского блока.
Однако сегодня подобная перспектива кажется отдаленной. Мало кто думает о коммунистах.
Даже на съезде в субботу, где г-н Зюганов гневно обличал "нарушения партийной дисциплины", примерно через полтора часа после начала его речи половина почетного караула российских моряков, которые стояли за ним на сцене, на короткое время отлучались со своего места.