Судьба ведущего нефтяного гиганта России, видимо, окончательно решена. На прошлой неделе прокуратура еще раз удвоила сумму требований по налоговой задолженности к концерну, а день спустя 100 чиновников в униформе заняли офисы фирмы, конфисковали компьютеры и базы данных. Не удалось установить контакты с Кремлем или правительством и бывшему главе Центробанка Виктору Геращенко, которого сидящий в специзоляторе главный акционер 'Юкоса' Михаил Ходорковский назначил управляющим в кризисной ситуации.
И неудивительно: ликвидация предприятия с самого начала была делом решенным. При этом Кремль руководствуется двумя соображениями. Необходимо в зародыше уничтожить политические амбиции олигарха и тем самым раз и навсегда отбить охоту у всех потенциальных кандидатов на политическую роль, - и это вполне удалось. Второй решающий акт начинается сейчас: раздел имущества концерна между политической элитой. В результате приватизации 90-х годов она осталась ни с чем и теперь считает вполне законным взять то, чего была лишена. У кого власть, тот и прав. Это квинтэссенция политического мышления в постсоветской России.
Процесс против 'Юкоса' только на поверхности имеет что-то общее с пересмотром сомнительных итогов приватизации. Нет речи и об изменении отношений собственности или о ренационализации государством ключевых отраслей промышленности. По экономическим и юридическим соображениям это хотя и было бы делом деликатным и сложным, но его можно было бы оправдать, если бы просматривалось стремление к государственно-правовым принципам или же если бы право было одинаковым для всех. Однако пока этого нет.
Заявление Путина о том, что государство не заинтересовано в банкротстве концерна прозвучало для многих россиян неубедительно. Более важным для привыкшего к противоречивости российского слуха было то дополнение, которое сделал шеф: он ничего не может гарантировать, так как юстиция следует собственным правилам. Разделение властей в России существует пока лишь на бумаге, глава Кремля - суть верховный судия. Заявление Путина еще раз вызвало взлет стоимости акций, обеспечив тем самым сверхприбыль, среди прочего, и своим людям, прежде чем предприятие будет полностью захвачено. Дело 'Юкоса' нанесет серьезный ущерб инвестиционному климату. Впрочем, это не побудило пока виновных за происходящее к умеренности. Патриотизм - лишь громкие слова.