Москва. - Еще год назад нефтяная компания 'ЮКОС' считалась символом динамичного развития российского капитализма, локомотивом экономического роста - добывая больше нефти, чем Ливия, она оставила позади все другие нефтяные корпорации страны и готовилась на равных разговаривать с крупнейшими международными монополиями в этой отрасли.
Сегодня же 'ЮКОС' находится на грани банкротства. Чуть ли не каждый день приносит компании очередное поражение в судебных баталиях против государственной налоговой службы.
В субботу около 60 сотрудников правоохранительных органов устроили повальный обыск в ее штаб-квартире - это стало началом еще одного расследования. Банковские счета фирмы заморожены, и, по словам ее представителей, 'ЮКОС' готовиться через несколько дней приостановить свою деятельность.
По мнению московских аналитиков, уже на предстоящей неделе это стремительное падение может закончиться катастрофой. Вместо того, чтобы пойти на сделку, государство в последние дни наращивает давление на компанию, приводя менеджеров 'ЮКОСа' и независимых аналитиков к выводу о том, что конфронтация может закончиться лишь банкротством, разукрупнением или конфискацией активов фирмы. Государство либо возьмет 'ЮКОС' под собственный контроль, либо по частям распродаст ее акции другим компаниям.
'Я не заметил никакого желания идти на сделку, - заявляет Сергей Пепеляев, адвокат 'ЮКОСа'. - Похоже, цель состоит либо в разукрупнении компании, либо в ее ликвидации, либо в смене владельцев'. 'Это своего рода деприватизация', - добавляет он, возвращение государственных активов, проданных в частные руки в 1990х гг.
Если суд поддержит решение государства об удвоении суммы вменяемых 'ЮКОСу' недоимок по налогам, в результате чего они составят 7 миллиардов долларов - почти половину биржевой стоимости компании, которая и так уже сильно снизилась - это может стать для последней смертельным ударом.
'Это ее прикончит', - говорит Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, организации, объединяющей крупнейших деловых магнатов страны. Следующим этапом, по его словам, станет борьба за 'осколки' концерна: 'За них будут драться очень влиятельные группы. Каков будет конечный результат, предсказать не могу'.
В результате возобновления закончившейся было аудиторской проверки компании налоговыми органами и пересчета причитающихся с нее недоимок в соответствии с более жестким толкованием закона о зонах льготного налогообложения, государство нанесло 'ЮКОСу' новый удар 'налоговой дубиной'.
Параллельно с судебными акциями против 'ЮКОСа' происходила обусловленная политическими мотивами борьба между Кремлем и главным акционером компании Михаилом Ходорковским, который сегодня находится в тюрьме и готовится предстать перед судом по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов.
Две недели назад, после публичного заявления Путина о том, что он 'не заинтересован' в банкротстве компании, создалось впечатление, что 'ЮКОСу' все же удастся спастись. Однако за этим не последовало никакой 'мирной передышки'. Наоборот, официальные власти лишь усилили давление. Они продолжали настаивать на удовлетворении своих налоговых претензий по суду, отвергая неоднократные предложения о начале переговоров.
В субботу десятки сотрудников правоохранительных органов в штатском нагрянули в штаб-квартиру 'ЮКОСа' - сверкающий небоскреб на юге Москвы - с внезапным обыском, просматривая ее документы в рамках, как заявила прокуратура, более масштабного уголовного расследования по обвинениям в мошенничестве и уклонению от налогов. Пока государство предъявляет уголовные обвинения только отдельным лицам - Ходорковскому и другим акционерам; налоговые претензии к компании имеют характер гражданского иска.
По словам официального представителя 'ЮКОСа' Александра Шадрина, агенты конфисковали компьютерные серверы, необходимые для ведения текущих операций компании, ставя тем самым под угрозу нефтедобычу. Позднее российские информационные агентства сообщили, что серверы не были изъяты и остались в здании. 'Они не понимают, что делают, - заявил Шадрин по поводу конфискации компьютеров. - А мы не понимаем, почему они занялись этим в субботу'.
Московский суд дал 'ЮКОСу' время до вторника, чтобы выплатить 3,4 миллиарда долларов - первую половину причитающихся с него налогов - однако, по словам представителей 'ЮКОСа', у компании есть только 1 миллиард долларов свободных средств. Власти уже добились судебного предписания о замораживании активов 'ЮКОСа', что не позволяет компании раздобыть недостающую сумму за счет продажи части своей собственности. Кроме того, по распоряжению судебных приставов, банковские счета 'ЮКОСа' также были заморожены.
Неясно, каких именно счетов коснулось это решение, однако, по словам представителей фирмы, она вскоре окажется не в состоянии продолжать свои операции.
'Подобные действия могут привести к приостановке деятельности компании', - заявил в пятницу журналистам Виктор Геращенко, бывший глава Центробанка, назначенный в июне председателем совета директоров 'ЮКОСа' в попытке добиться соглашения с правительством.
В результате полной остановки деятельности 'ЮКОСа' 100000 сотрудников корпорации могут остаться без работы, а нефтедобыча, превышающая 1,5 миллиона баррелей в день - из них почти две трети идет на экспорт - будет прекращена.
На случай такого развития событий компания в пятницу, на десять дней раньше срока, организовала выдачу зарплаты служащим. Однако не исключено, что ей не удастся оплатить коммунальные услуги, а также расплатиться с поставщиками и кредиторами. Кредиторы уже предупреждают 'ЮКОС' о возможности дефолта.
'Это приведет к постепенному закрытию компании', - утверждает представитель 'ЮКОСа' Хьюго Эрикссен (Hugo Erikssen).
'ЮКОС' уже понес большие финансовые потери. Под давлением Кремля провалилась заключенная в прошлом году сделка о его слиянии с 'Сибнефтью', в результате чего объединенная фирма стала бы четвертой по величине нефтяной компанией мира.
Биржевая стоимость компании из-за резкого падения ее акций снизилась примерно на 20 миллиардов долларов, и сегодня составляет, скорее всего, не более 15 миллиардов. В пятницу, после последних шагов государства, акции 'ЮКОСа' упали еще на 17%, а агентство 'Standard & Poor's' вновь понизило кредитный рейтинг фирмы.
Некоторые инвесторы все еще надеются, что компанию удастся спасти. Борис Йордан, американский финансист российского происхождения, возглавляющий группу 'Спутник', координирует усилия миноритарных акционеров 'ЮКОСа' с целью урегулирования конфликта путем переговоров.
Для этого, утверждает он, мажоритарные акционеры должны передать компанию под управление новых независимых менеджеров, которые смогут заключить сделку с государством.
'За многие годы между государством и менеджерами накопилось столько взаимного недоверия', - заявил Йордан в одном из интервью.
Однако события последней недели заставляют его воспринимать ситуацию все более скептически. 'Не вижу никакого прогресса', - заявляет он. По его мнению, с каждой неделей 'вероятность некоего разукрупнения или продажи значительной части акций компании реально увеличивается, поскольку положение, судя по всему, продолжает усугубляться'.
Конкурент 'ЮКОСа' - государственный нефтяной концерн 'Роснефть', уже требует от Кремля права 'наложить лапу' на ее лучшие месторождения и нефтеперерабатывающие заводы. В прошлом году руководство концерна вело 'междоусобную войну' с Ходорковским. ''Роснефть' весьма активно лоббирует вопрос о разукрупнении 'ЮКОСа', - утверждает Йордан. Другая государственная энергетическая фирма - 'Газпром' - публично намекнула, что также заинтересована в приобретении акций 'ЮКОСа''.
На этой неделе Путин провел в Кремле многочасовую встречу с главными лидерами бизнеса, но при этом ни та, ни другая сторона ни разу не произнесли название 'ЮКОС', хотя, как утверждают некоторые из присутствовавших, о компании все же было упомянуто, правда мимоходом и в иносказательной форме.
По словам Стивена Дашевского (Steven Dashevsky), директора-распорядителя московской брокерской фирмы 'Атон Капитал' по научно-исследовательской работе, надежды, возникшие в связи с июньским заявлением Путина, оказались преувеличенными. В лучшем случае, полагает он, путинское руководство не станет подвергать 'ЮКОС' банкротству в буквальном смысле слова, но разница здесь чисто семантическая.
'Ситуация проста - компании предъявлены налоговые обязательства на очень крупную сумму', и чтобы выплатить их, 'ей придется отказаться от важнейших активов', - заявил Дашевский. 'Если это и не называется банкротством, то речь по сути идет именно о постепенном банкротстве'.