Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что нас ждет впереди?

Прогресс на международных переговорах по проблеме климата является болезненно медленным

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавнее заявление президента России Владимира Путина о том, что Россия намерена ратифицировать Киотский протокол, прошло почти не замеченным, однако оно может сигнализировать о том, что это соглашение, наконец, вступит в законную силу.

Стюарт Айзенштат был главным переговорщиком администрации Клинтона на конференции в Киото. Дэвид Сандалоу занимается исследованиями в области окружающей среды в Институте Брукингса.

Вашингтон, 5 июля 2004 года. Недавнее заявление президента России Владимира Путина о том, что Россия намерена ратифицировать Киотский протокол, прошло почти не замеченным, однако оно может сигнализировать о том, что это соглашение вступит, наконец, в законную силу.

Это следовало бы приветствовать, причем не потому, что Киотский протокол является совершенным договором, но потому, что при всех своих недостатках он содержит ряд элементов, которые будут способствовать разумному решению проблемы глобального потепления на длительную перспективу. На первом месте среди них стоит признание Киотским протоколом того, что торговля квотами на выброс в атмосферу газов, создающих парниковый эффект - американское изобретение, которое сегодня поддерживает Европа - может позволить при сравнительно малых затратах сократить выброс "парниковых" газов.

И все-таки те шесть с половиной лет, которые прошли с момента подписания Киотского протокола, напоминают нам, что нужно сделать больше. Прогресс на международных переговорах по проблеме климата является болезненно медленным.

Затягивание с решением проблемы глобального потепления стало бы опрометчивой игрой. Если нынешние тенденции сохранятся, концентрации "парниковых" газов - в течение жизни родившихся сегодня детей - достигнут самых высоких за последние 50 млн. лет уровней. Киотский протокол сам по себе не позволяет решить данную проблему. Его ограничения - требование к промышленно развитым странам сократить выброс в атмосферу "парниковых" газов на 5% к уровню 1990 года - коснутся менее чем половины глобальных выбросов, потому что Соединенные Штаты в соглашении не участвуют и им не охвачены также крупные развивающиеся страны. И эти ограничения теряют свою силу в 2012 году.

Важно, чтобы в ближайшие несколько лет была выработана новая стратегия, которая должна основываться или принимать в расчет то, что мы на опыте узнали по поводу трудностей претворения в жизнь соглашения о борьбе с изменением климата на планете.

Одним из уроков является то, что достичь консенсуса среди 180 стран - дело нереальное. Очевидный факт, что мы все дышим одним воздухом, привел страны к тому, что они попытались заключить одну глобальную договоренность, однако между этими странами существуют очень большие различия, а их руководители могут меняться и изменять позиции своей страны в данном вопросе.

Второй урок заключается в том, что в Соединенных Штатах первоочередное значение имеет национальный консенсус. Международные соглашения требуют широкой политической поддержки, которой Киотский протокол никогда не имел. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) выступает против ратификации Киотского протокола, заявляя, что он может навредить национальной экономике, и отмечая, что им не охвачены такие страны, как, например, Китай. Очень редко случается, что договоры по спорным проблемам собирают консенсус.

И затем, в отсутствие федеральных ограничений на излучения "парниковых" газов, на поверхность выплыл третий урок: природа не терпит пустоты, даже в области регулирования.

Десятки государств и местностей заполнили пустоты, начав собственные программы борьбы с глобальным потеплением. Примером является разрабатываемый на северо-востоке региональный пакт. В дополнение республиканские губернаторы двух крупнейших штатов США - Нью-Йорка и Калифорнии - поддерживают жесткие меры снижения выбросов "парниковых" газов.

Корпоративный сектор также все активнее выступает вперед. Например, в рамках Чикагской программы торговли квотами на выброс в атмосферу "парниковых" газов (Chicago Climate Exchange) ряд крупных компаний создают рынок торговли этими квотами.

Итак, чего теперь ожидать в политике Соединенных Штатов по борьбе с глобальным потеплением в условиях отказа от ратификации Киотского протокола?

Необходимо принять федеральные законы, которые устанавливают обязательные ограничения на выброс в атмосферу "парниковых" газов, чтобы гарантировать, что бизнес поведет борьбу с глобальным потеплением, увеличив капитальные инвестиции и ассигнования на научные исследования.

Сенаторы Джон Маккейн (John McCain) и Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) поддержали один важный законопроект по данному вопросу. Если история чему-то учит, тогда многие бизнесы могут, в конечном итоге, высказаться в поддержку единого федерального закона такого типа вместо трудного пути, имеющего касательство к режимам регулирования отдельных штатов США.

Соединенным Штатам следовало бы также начать переговоры с целью заключения трансатлантического торгового соглашения, в соответствии с которым они и Европейский союз (ЕС) возьмут на себя обязательство ограничить выброс в атмосферу "парниковых" газов и организовать программу торговли квотами на излучение таких газов между двумя континентами. Тогда и другие страны, возможно, присоединятся к этому соглашению.

Как часть такого соглашения, США и ЕС могли бы договориться о том, чтобы перераспределить сельскохозяйственные субсидии, которые на переговорах в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) будут скорее всего сокращены, направив больше ассигнований на развитие таких видов биотоплива, которые более дружественны к окружающей среде.

Соединенным Штата, кроме того, следует стремиться к соглашениям с крупными развивающимися странами, в том числе с Китаем, Индией и Южной Африкой, с целью способствовать экспорту чистых энергоносителей и передаче дружественных к окружающей среде технологий. Эти соглашения могли бы обеспечить основу для участия этих стран в торговле квотами даже на локальном уровне.

Ни одно из этих двусторонних и региональных соглашений не стало бы адекватной заменой Рамочной конвенции по проблеме изменения климата (Framework Convention on Climate Change), которую подписал первый президент Буш и единодушно ратифицировал сенат в 1992 году. Данная конвенция обеспечила важный форум для работы над проблемой глобального потепления. Вместо этого вышеупомянутые соглашения могли бы дополнить этот пакт, как двусторонние и региональные соглашения о торговле сегодня дополняют ВТО.

Черчиллю приписывают фразу "Какой бы прекрасной ни была стратегия, нужно время от времени смотреть на результаты". В предстоящие десятилетия у нас будет много возможностей для оценки и коррекции курса в борьбе с глобальным потеплением. От этого будет зависеть наш успех.