Вечная Россия! Конечно, Владимир Путин больше не агент КГБ; Михаил Ходорковский - больше не видный деятель Комсомола, и Виктор Геращенко больше не руководит Госбанком. Герои эпохи коммунизма, эта троица вновь на виду, пятнадцать лет спустя, в России, которую трудно назвать демократической, и еще труднее - либеральной. Главные действующие лица 'дела ЮКОС', по имени частного российского нефтяного гиганта, сегодня оказавшегося под угрозой краха под давлением государства, они подчеркивают, каждый со своей колокольни (Путин - в Кремле, Ходорковский - в тюрьме, и Геращенко - в роли временно исполняющего обязанности президента 'ЮКОСа'), постоянство полной сумятицы в политике, бизнесе и правосудии России.
Чего, в конце концов, хочет Путин? Хозяин Кремля утверждает, что не желает краха 'ЮКОСа' (175 000 служащих и более одной пятой доли всей российской нефти). Но в то же время он усиливает, с помощью своей всесильной бюрократии (милиции, юстиции и налоговых органов), свою кампанию против олигархов, непокорных его власти. Михаил Ходорковский, экс-патрон и по-прежнему главный акционер компании 'ЮКОС', один из богатейших олигархов страны, находится в самом центре этого наступления. Процесс по его делу должен начаться 12 июля.
Итак, Кремль меньше чем за год завел высоко котирующуюся компанию 'ЮКОС' в полный тупик: обезглавленное руководство, замороженные активы, распоряжение налоговых органов о немедленной выплате (до этого понедельника) гигантской недоимки за 2001 год, такая же сумма, запрошенная за 2002 год, эффектное полицейское вторжение в штаб-квартиру группы в эти выходные, и т.д. Специалист по компромиссам, бывший глава советского центрального банка, Геращенко, был назначен на пост главы 'ЮКОС', чтобы найти такой компромисс. Он признал свое бессилие. Путин желает подчинить себе олигархов, и он еще раз показал это на встрече с крупными руководителями частного бизнеса в четверг. Это правда, что не все из них, далеко не все, безупречны! Для примера на будущее, хозяин Кремля хочет вырвать 'ЮКОС' из рук 'враждебного' олигарха, который заявил о своих политических амбициях. Квази-национализация или передача группы в руки одного из олигархов-друзей, устроит его.
В этой битве власти за индустриальную группу глава Кремля играет по-крупному. Он может заставить международные финансовые круги отвернуться от себя, и надолго. Иностранные инвестиции никогда не текли рекой в Россию Путина. Сегодня Центральный банк беспокоится о массивном оттоке капиталов. Иностранные банки, кредиторы 'ЮКОСа', следят за развитием событий в испуге. Помимо нефтяной группы, речь идет о правовом государстве, и вместе с тем, об экономическом будущем страны. Именно такая ставка на кону. Путин берет на себя огромный риск. В Москве цари, как и коммунисты, всегда предпочитали власть для клана богатству для народа. К несчастью, Путин, похоже, вписывается в эту традицию.