Вчера будущее Брайана Гилбертсона осталось нерешенным, поскольку совет директоров индийской горнодобывающей компании Vedanta, председателем которого является Гилбертсон, отложил обсуждение вопроса о продлении его контракта.
Совещание длилось более трех часов, но Гилбертсон покинул его раньше. Члены совета должны возобновить обсуждение сегодня утром, и акционеры с нетерпением ждут их решения.
Гилбертсон, с которым вчера не удалось связаться, вызвал гнев основателя и главы индийской компании Анила Агарвала, начав переговоры с конкурентом Vedanta, "СУАЛом", о потенциально выгодном контракте.
Гилбертсон не в первый раз становится предметом споров. Впервые он стал известен широким массам британцев в январе 2003 года, неожиданно уволившись с поста генерального директора BHP Billiton. По слухам, Гилбертсон ушел из-за разногласий с председателем Доном Аргусом и остальными директорами, вызванных его желанием проводить еще более дерзкую политику слияний и приобретений.
Всего за полгода на этой должности он получил 4,22 млн. фунтов компенсации, опцион на акции и пенсию в размере 603 тысячи фунтов в год. Не удивительно, что СМИ начали изображать его как толстосума.
Сторонники Гилбертсона заявляли, что сумма отражает его тридцатилетний стаж работы в этой и других компаниях.
Будучи председателем южноафриканского конгломерата Gencor, Гилбертсон провел реструктуризацию компании и передал часть ее активов "дочке", добывающей неблагородные металлы компании Billiton, а также помог ей приобрести горнодобывающие активы Shell и разместить акции на Лондонской фондовой бирже.
В 2001 году в качестве главы Billiton Гилбертсон организовал ее слияние с австралийской BHP стоимостью 28 млрд. долларов (15,3 млрд. фунтов), создав в результате крупнейшую горнодобывающую компанию в мире.
Однако после событий прошедшего года Гилбертсону будет сложнее опровергать обвинения в жадности.
В прошлом году он получил от Vedanta большой аванс (акции на сумму более 7 млн. фунтов) с тем, чтобы стать председателем ее правления и помочь вывести компанию на Лондонскую биржу. Теперь, однако, у него возникли разногласия с остальными директорами по поводу его переговоров с "СУАЛом".
Источники, близкие к банкирам Флемингам, ведущим инвесторам "СУАЛа" и друзьям Гилбертсона, сообщают, что ему предложили до 50 млн. долларов на посту главы российской компании.
"СУАЛ" в этом году планирует провести первое открытое размещение акций и не менее Vedanta заинтересован в использовании репутации Гилбертсона для привлечения инвесторов.
Vedanta добывает медь, свинец и цинк, но мечтает стать крупным поставщиком алюминия, а потому ей, возможно, придется конкурировать с "СУАЛом" за долю на рынке или какие-то активы.
Недавно Гилбертсон заявил, что поскольку он не является исполнительным лицом компании, а работает по совместительству, он может принимать и другие предложения, даже в том же секторе.
В мае прошлого года он стал консультантом зарегистрированного на Лондонской бирже производителя платины Lonmin, где руководил созданием горнодобывающей дочерней компании Incwala, которая должна была соответствовать новым экономическим реалиям Южной Африки.
Lonmin не сообщала стоимость годового контракта. Несмотря на то, что он уже истек, Гилбертсон поддерживает тесные отношения с Lonmin и остается председателем Incwala.
Подробности предложения от "СУАЛа", который контролирует российский олигарх Виктор Вексельберг, пока неизвестны, но источники в горнодобывающей индустрии полагают, что Гилбертсон развивает контакты с компанией именно по финансовым причинам.
В BHP Billiton он получал 5 млн. долларов в год и не чужд таких атрибутов красивой жизни, как предметы искусства, вертолеты и спортивные автомобили.
Ведущие алюминиевые компании России, "СУАЛ" и "РусАл", одним из создателей которых был владелец "Челси" Роман Абрамович, - одни из самых прибыльных предприятий мира и, несомненно, способны щедро вознаградить своих директоров.
В прошлом году Гилбертсон подвергся критике еще и за то, что продал 1 млн. из принадлежащих ему акций Vedanta, что принесло ему 3,5 млн. фунтов. Произошло это вскоре после того, как компания зарегистрировалась на бирже в декабре прошлого года.
По словам Гилбертсона, он продал акции, чтобы заплатить налоги, но некоторые источники полагают, что решение было продиктовано его жадностью, а в результате еще больше подорвало уверенность инвесторов в компании, акциям которой пока не удается достичь уровня, на котором они были зарегистрированы, 390 пенни.
Еще одна теория объясняет возможный переход Гиблертсона в "СУАЛ" тем, что его роль в Vedanta была поверхностной и неинтересной, поскольку там всем заправляет Агарвал. Гилбертсон начинает задумываться о наследии, полагает один аналитик, и ему импонирует идея вывести "СУАЛ" на международный рынок. "Дело скорее в эго, чем в деньгах, - говорит он. - У него уже столько денег, что их некуда тратить".