МОСКВА. 5 июля. В битве между российскими властями и Михаилом Борисовичем Ходорковским, основателем российского нефтяного гиганта 'Юкос', похоже, Кремль выходит победителем.
М. Ходорковский, олигарх-миллиардер, сидит в тюрьме и ожидает возобновления судебного процесса по его делу, намеченного на понедельник. Ему грозит 10 лет тюрьмы по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, связанных с его детищем - НК 'Юкос'. И все же, поскольку он является крупнейшим акционером 'Юкоса' - крупнейшего российского производителя нефти, - у него может оказаться в руках больше власти, чем кажется на первый взгляд.
В понедельник компания получила первое уведомление от группы западных кредиторов с предупреждением о невыполнении условий кредитного соглашения, иными словами - об угрозе дефолта. Банки, имеющие полномочия снимать средства с отдельных счетов, на которых лежит выручка от нефтяного экспорта, пока не требуют немедленного погашения кредитной задолженности. И тем не менее в 'Юкосе' подняли тревогу, заявив, что предупреждение о грозящем дефолте толкает компанию на путь объявления о неплатежеспособности. Банковский синдикат во главе с 'Сосьете Женераль', по словам пресс-секретаря НК 'Юкос', направил в компанию уведомление о необходимости погашения кредитной задолженности в размере 1 млрд. долларов.
В среду наступает последний срок погашения НК 'Юкос' налоговой задолженности в размере 3,4 млрд. долларов, которую нефтяная компания оспаривает, заявляя, что она является частью более широкой политической кампании, целью которой является сломать М. Ходорковского. В МНС также дали понять, что 'Юкосу' будут выставлены также и дополнительные счета по налоговым недоимкам за 2001 г. и ряду других лет. Поскольку многие банковские счета 'Юкоса' заморожены, компания лишена возможности продать свои активы для погашения задолженности.
Г-н Ходорковский, отрицающий все предъявленные ему обвинения, подчеркивает, что у 'Юкоса' имеется только два возможных пути: урегулирование отношений с Кремлем или банкротство, которое, как отметил президент России В.В. Путин, - не в интересах страны.
Но даже в том случае, если М. Ходорковский потеряет 44% акций в 'Юкосе', он мог бы выиграть в более крупном: заставить власти признать, что право собственности существует в России лишь на бумаге, а, по сути, государство распоряжается им, как ему заблагорассудится, а также и то, что российская экономика движется не по пути создания свободного рынка, а по пути тотального государственного контроля над экономической жизнью.
Проблемы, возникшие у 'Юкоса', и затянувшийся процесс над М. Ходорковским многими наблюдателями и аналитиками рассматриваются как попытки Кремля наказать М. Ходорковского за его политические планы. Однако предпринятые властями шаги лишь оттолкнули иностранных портфельных инвесторов от владения акциями 'Юкоса', которые являлись наиболее ликвидными российскими ценными бумагами за рубежом. На Московской межбанковской валютной бирже акции 'Юкоса' в понедельник упали в цене на 10%. С апреля ценные бумаги 'Юкоса' подешевели почти на 60%.
Присвоение государством акций М. Ходорковского в 'Юкосе' - лишь последний по счету захват государством собственности, начиная с 2000 г., когда В.В. Путин был избран президентом страны. С тех пор В.В. Путин вновь вернул госконтроль над некоторыми наиболее важными сферами жизни страны: национальным телевидением и СМИ.
Политические и экономические аналитики сходятся во мнении относительно того, что неспособность В.В. Путина и М.Б. Ходорковского достичь урегулирования ситуации вокруг 'Юкоса', свидетельствует о том, что В.В. Путин не закончил пока процесс составления новых правил взаимоотношений между государством и бизнесом.
Компания 'Юкос' была создана М. Ходорковским в смутные времена российской приватизации. Удар по 'Юкосу' может означать, что Кремль пытается исправить допущенные в процессе приватизации ошибки. И, наконец, президент Путин сумел завоевать столь широкую популярность в народе во многом благодаря объявлению войны олигархам в стране, где каждый пятый живет в бедности.
В минувший четверг В.В. Путин встретился с рядом ведущих представителей делового мира России в рамках проводимых в Кремле на регулярной основе круглых столов для обсуждения вопросов, связанных с социальной ответственностью компаний. Российские финансовые круги были немало удивлены тем обстоятельством, что дело 'Юкоса' на встрече даже не упоминалось. Однако многие при этом считают, что данное дело - наиболее важное из тех, которые приходится решать путинскому кабинету министров.
'Крупный бизнес в России сейчас готов продемонстрировать свою лояльность властям и готовность поддержать Кремль', - считает Евгений Волк, директор московского офиса расположенного в Вашингтоне фонда 'Heritage Foundation'.
'Крупный бизнес сдался без боя", - утверждает г-н Волк. - Ранее, особенно в ельцинскую эпоху, бизнес играл независимую и очень важную политическую роль в подготовке принятия серьезных экономических и законодательных решений, включая вопросы налогообложения нефтяного сектора и энергетики, а также в ряде других областей, таких, например, как земельная реформа.
Для российской биснес-элиты дело 'Юкоса' лишний раз подтвердило необходимость воздерживаться от критики действий государства и от участия в политической жизни страны. Некоторые из олигархов, подобно Алексею А. Мордашову, президенту группы промышленных компаний 'Северсталь' вынесли из последней встречи с президентом В.В. Путиным то, что среди прочего, в России должно измениться представление граждан страны о крупном бизнесе. 'Критика крупного бизнеса, - считает А.М. Мордашов, -происходит из-за широкого разрыва между богатыми и бедными в нашей стране'.
Что касается временного отсутствия решения проблемы 'Юкоса', то, по мнению некоторых, это связано с тем, что г-н Ходорковский, возможно, ожидает, что государство завладеет его пакетом акций в 'Юкосе' - непосредственно или по решению лояльного Кремлю суда, - и подобные действия государства продемонстрирует, по их же мнению, полное неуважение властей к институту частной собственности и интересам миноритарных акционеров нефтяной компании.
'Это как если бы у каждой стороны было по атомной бомбе', - считает Иан Хейг из нью-йоркского хеджевого 'Фонда Жарптица', - взаимного инвестиционного фонда, использующего технику хеджирования для ограничения риска потерь при инвестировании в России. 'Кремль должен заставить Ходорковского поверить в серьезность своих угроз обанкротить компанию для того, чтобы вынудить последнего сесть за стол переговоров'.
Г-н Хейг добавил, что М. Ходорковский, 'возможно, и хотел бы, чтобы власти обанкротили его компанию, поскольку это означало бы для Кремля наихудший из всех возможных сценарий развития событий'.
'Ему ведь теперь нечего терять', - подытожил И. Хейг.
'При наихудшем варианте развития событий, - по мнению И. Хейга, - следует ожидать, что каждая сторона будет готова уничтожить компанию для доказательства своей правоты'.
Некоторые инвесторы отмечают, что даже если в отношении к 'Юкосу' будет приведена в действие процедура банкротства, компания будет продолжать добывать нефть, хотя бы по той причине, что власти страны не могут позволить себя приостановить продажу нефти в то время, когда цены на нее достигли своего исторического максимума.
Чарльз Хирш, содиректор 'хеджевого' инвестиционного фонда 'Экинокс Файненс', ведущего инвестиционную деятельность в России, отмечает, что он наблюдал подобные смертельные поединки в России и ранее. 'Ходорковский не желает расставаться со своими акциями. Поэтому он попытается заставить власти уничтожить компанию'. Подобный исход лишь еще более обострит проблемы и серьезные опасения, возникавшие у иностранных инвесторов по поводу вкладывания своих долларов непосредственно в России.
'Уровень иностранных инвестиций никогда не находился на столь низкой отметке - он сейчас ниже уровня 1990 г.' - заявил Аркадий Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей - группы лоббистов - аналог американского Круглого стола бизнеса. 'Деловой имидж России резко упал в глазах мира', - сделал свой вывод г-н Вольский.
Эндрю Соммерс, президент Американо-российской торговой палаты, считает, что 'американские компании не делали последнее время крупных инвестиционных вложений' отчасти по причине путаницы, возникшей у российских властей по поводу того, кто должен утверждать подобные инвестиции. Однако, по словам Э. Соммерса, более тревожащим обстоятельством являются поступающие от В.В. Путина сигналы о 'желательности участия государства в сфере бизнеса'.
Э. Соммерс отметил, что не исключает возможности того, что Россия движется в сторону китайской экономической модели, при которой государство жестко контролирует и при этом извлекает для себя немалые прибыли из всех инвестиционных проектов. 'Инвесторы с удовольствием вкладывают миллиарды в экономику Китая, - подчеркнул чиновник. - Этим, возможно, объясняется и то обстоятельство, что Путин нацелился на этот путь. Если так оно и есть, то это все очень серьезная заявка'.
Некоторые при этом придерживаются того мнения, что суды также расчищают дорогу властям для овладения пакетом акций 'Юкоса' в 'Сибнефти' - конкурирующей нефтяной компании, которую 'Юкос' намеревался приобрести, - а затем продать эти акции российским и иностранным инвесторам. Председатель 'Юкоса' Виктор Геращенко оценил на прошлой неделе акции 'Сибнефти' в 4.2 млрд. долларов.
В то же время не исключена возможность продажи в счет погашения налоговой задолженности 'Восточной нефтяной компании' - дочерней компании 'Юкоса'. 'Восточная нефтяная компания' поставляет нефть в Китай, поэтому в политическом отношении для российских властей является важным поставить под свой контроль данный сегмент нефтяного рынка.
И, наконец, государство могло бы продать часть собственности НК 'Юкос' ОАО 'Газпром' - газовому концерну - в обмен на акции 'Газпрома'. 'Это было бы очень разумным решением', - считает Кристофер Уифер, ведущий специалист по ценным бумагам московского 'Альфа Банка'. 'Это обеспечило бы возможность сохранить 'Юкос' наплаву, - он продолжал бы работу, но в более скромных масштабах. Такое решение не очень бы задело бы интересы миноритариев. Государство получило бы то, чего добивалось. Газпром в свою очередь превратился бы [для Кремля] в главного оператора на энергетическом рынке страны', - такого мнения придерживается г-н Уифер.
Что же до самого Михаила Ходорковского, то, по словам г-на Уифера, вполне возможно, что принадлежащий ему пакет акций в НК 'Юкос' будет конфискован, и, возможно, продан инвесторам или другой нефтяной компании.