Последний из документальных фильмов Майкла Мура - "11/9 по Фаренгейту" ("Fahrenheit 9/11")
Нью-Йорк. - Ребенком я очень любил американский флаг. С младшими сестренками я устраивал патриотические парады на садовой дорожке: маршируя впереди них, я размахивал флагом, изо всех сил дул в свисток и раз за разом повторял "Клятву верности" [Текст присяги на верность американскому флагу и Республике, написанный в 1892 г. и позднее официально одобренный правительством США - прим. пер.], пока сестры не начинали умолять, чтобы я позволил им вернуться к своей игрушечной мини-пекарне.
Мне очень нравилось распевать гимн нашей страны. Я победил в конкурсе сочинений на тему "Что национальный флаг значит для меня". На параде по случаю 4 июля я украсил свой велосипед американскими флажками, и за это также получил приз. Я стал "игл-скаутом" [одно из высоких званий в бойскаутских организациях - прим. перев.] и с гордостью поклялся исполнять свой долг перед господом и родиной.
Каждый год я просил, чтобы именно мне доверили честь водружать флаг на могиле моего дяди - десантника, погибшего на Второй мировой войне. Меня учили восхищаться его самопожертвованием, и я надеялся, что, когда вырасту, я тоже сделаю все, чтобы наша страна оставалась свободной.
Однако в старших классах все изменилось. Девять выпускников нашей школы вернулись из Вьетнама в цинковых гробах. Эти гробы были покрыты американскими флагами. Я знал - они тоже пожертвовали собой. Но эта жертва была принесена не ради страны: их послали на смерть люди, которые им лгали. Эти люди - президенты, сенаторы, правительственные чиновники - тоже прикрывались флагом, надеясь, что в их словах никто не усомнится, что ложь не будет раскрыта. Они прикрывались тем самым флагом, что я видел на гробах моих друзей и соседей. Теперь во время футбольных матчей я уже не пел национальный гимн, и флаг вывешивать тоже перестал.
Теперь я понимаю, что делать этого не следовало. Уже давно мы отдали наше знамя на откуп тем, кто видит в нем символ войны и гегемонии, инструмент для подавления инакомыслия внутри страны. Национальный флаг развевается на крышах внедорожников, реет над автосалонами, американскими флагами пестрят окна деловых контор, ими украшены картонные пакеты из ресторанов быстрого обслуживания. Но эти флаги призваны говорить: "Кто не с нами - тот против нас", "Делай как все!", или "Думай, что говоришь, думай, что делаешь".
Люди, прикрывавшиеся нашим флагом, чтобы уйти от ответственности, сегодня используют его как орудие против тех, кто ставит под сомнение политический курс Америки. Это напоминает мне знаменитый снимок, сделанный в 1976 г. во время акции протеста против совместного обучения белых и цветных детей в Бостоне, где один из демонстрантов бьет первого попавшегося черного в живот древком от большого американского флага.
Эти так называемые патриоты крепко держат флаг в своих руках, и, принимая угрожающую позу, требуют, чтобы никто не задавал вопросов. Тех же, кто в открытую высказывает свое мнение, бойкотируют на работе, над ними издеваются в школе, их улюлюканьем сгоняют со сцены на церемониях вручения "Оскара". Национальный флаг превратился в кляп - им затыкают рот тем, кто смеет задавать вопросы.
Думаю, пришло время тем из нас, кто любит родину - и все, что должно связываться с этим понятием - потребовать наш флаг назад у людей, которые используют его для подавления прав и свобод, будь то здесь, в Америке, или за рубежом. Надо переосмыслить значение понятия "горжусь тем, что я американец".
Если вы из тех, кому нравится то, что президент Буш сотворил с нашей страной, и думаете - для того, чтобы заслужить право нести наш флаг, нужно слепо следовать за президентом - задайте-ка себе кое-какие "неудобные" вопросы о том, чем именно вы гордитесь в сегодняшней Америке.
Может быть, вы гордитесь тем, что один из шести американских детей растет в нищете?
Гордитесь ли вы тем, что 40 миллионов взрослых американцев фактически неграмотны?
Или вы гордитесь тем, что подавляющее большинство создаваемых сегодня рабочих мест относятся к категории низко или минимально оплачиваемых профессий?
Может быть, у вас вызывает гордость тот факт, что кое-кто из ваших соотечественников-американцев должен сводить концы с концами на зарплату в 5 долларов 15 центов в час?
Или же вы гордитесь тем, что, по данным исследования, проведенного Национальным географическим обществом, 85% молодых американцев не в состоянии найти на карте Ирак (а 11% - и сами Соединенные Штаты)?
Гордитесь вы тем, что остальной мир, от всего сердца выражавший нам сочувствие после 11 сентября, сегодня смотрит на нас с презрением и отвращением?
Тогда, наверно, вы гордитесь тем, что 3 миллиарда человек на нашей планете лишены чистой питьевой воды, в то время, как у нас есть средства и технологии, чтобы мгновенно решить эту проблему?
И, наконец, гордитесь ли вы тем, что наш президент послал американских солдат на войну, не имеющую ничего общего с защитой страны?
Если именно в этом сегодня заключается понятие "быть американцем" - а я американец - то следует ли мне прятать глаза от стыда? Нет. Вместо этого я намерен делать то, что считаю своим патриотическим долгом. На мой взгляд, в тот момент, когда лидер страны хочет отправить наших сыновей и дочерей на войну и смерть, долг истинного американца состоит в том, чтобы задавать вопросы - и требовать правдивых ответов.
Если мы не сделаем этого - хотя бы этого - для тех, кто взял на себя защиту страны, мы подведем и их, и самих себя. Они готовы, если необходимо, умереть за нас, за нашу свободу. Все, о чем они просят в ответ - чтобы мы не заставляли их делать что-то плохое без крайней необходимости. А в ходе этой войны мы обманули доверие наших солдат, посылая их на смерть и увечья ради ложных и безнравственных целей.
Так что мы полностью опозорены. Надеюсь, когда-то мы сможем загладить свою вину перед этими храбрыми ребятами (и мужчинами и женщинами постарше - резервистами и национальными гвардейцами). Они заслуживают извинения, они заслуживают благодарности, они заслуживают, чтобы почтили их заслуги вставанием и устроили им большой парад со множеством флагов.
Я бы хотел идти во главе этого парада с огромным знаменем в руках. И я бы хотел, чтобы страна торжественно провозгласила - если мы когда-нибудь еще и начнем войну, то лишь в качестве последнего средства.
Давайте создадим мир, где люди, завидев звездно-полосатое знамя, смогут думать о нас как о народе, который обеспечил мир во всем мире, который дал всем гражданам достойно оплачиваемую работу и позаботился о том, чтобы все жители планету пили чистую воду.
Сегодня, в предвкушении этого дня, я снова поднимаю флаг - с гордостью и надеждой.