Написанная Филипом Стефенсом биография Тони Блэра выпущена лондонским издательством "Politico's"
5 июля 2004 года. Если бы Муаммар Каддафи (Muammer Gadaffi) продолжил свои усилия по получению оружейного урана, он обнаружил бы, что его тайная программа разработки ядерного оружия саботируется. Ливийский лидер потратил около 500 млн. долл. США на попытки стать обладателем атомной бомбы. Значительный куш достался Абдул Кадыр Хану (Abdul Qadeer Khan), пакистанскому ученому-ядерщику и архираспространителю ядерных технологий. Однако эта операция по закупке технологий была скомпрометирована английской разведкой. Ключевые компоненты закупаемого ливийцами оборудования были испорчены еще до того, как они достигли Триполи.
Как бы там ни было, полковник Каддафи решил, что будет лучше, если он откажется от мысли стать обладателем оружия массового поражения (ОМП) в обмен на то, что мировое сообщество прекратит относиться к Ливии как к парии. Агента английской разведки, который внедрился в операцию ливийских спецслужб, перехватил и испортил центрифуги и все остальное - исключительно смелого человек, как характеризует его один из тех, кто знал о его роли - можно будет использовать где-нибудь в другом месте.
Однако подобные нерекламируемые успехи разведки бледнеют в сравнении с масштабами угрозы распространения ОМП. Официально тайны операций г-на Хана к настоящему времени считаются раскрытыми. Однако более вероятно, что его ядерный базар простирался дальше таких известных клиентов, как Северная Корея и Ливия. Остаются неясными ядерные амбиции Сирии. Еще более непонятны намерения Саудовской Аравии. Западные официальные лица скажут вам, что саудовское правительство финансировало значительную часть возглавляемых г-ном Ханом работ по изготовлению первой пакистанской атомной бомбы. Если вы их спросите, что за это получили саудовцы, официальные лица будут хранить странное молчание. Что касается Ирана, то Великобритания, Франция и Германия только что сделали Тегерану строгое предупреждение по поводу нарушений его обязательства открыть свою ядерную программу для соответственной инспекции.
Есть и другая проблема. Трезвую оценку опасностей распространения ОМП отравляют ожесточенные споры из-за войны в Ираке. Те, кто выступал против свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein), рассматривают эту проблему преимущественно под углом зрения лживости Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) и Тони Блэра (Tony Blair). Разведывательные данные были сфабрикованы. Иракское ОМП было не более чем шатким предлогом для имперского авантюризма. Многие сторонники войны согласны с тем, что отсутствие в Ираке запасов ОМП мало что меняет. Г-н Хусейн был жестоким тираном, который нарушал резолюции Организации Объединенных Наций (ООН).
Таков фон для опубликования на следующей неделе доклада Робина Батлера (Robin Butler) об использовании данных разведки для оправдания смены правящего режима в Ираке. Правительство Великобритании попросило комиссию лорда Батлера "провести расследование" точности разведывательной информации об иракском ОМП и изучить любые несоответствия в данных, которые были добыты разведкой, оценены и использованы правительством.
Те, кто видел отдельные главы черновика доклада комиссии, говорят, что в нем ошибки интерпретируются в широком плане. Они ожидают, что лорд Батлер сумеет быть более основательным в своей критике как провалов разведки, так и использования разведывательных материалов правительством. Один высокопоставленный министр заявляет, что это может стать откровенно неудобным для г-на Блэра. Другие шепчутся, что главы разведывательных ведомств, возможно, тоже станут объектами жесткой критики. На Даунинг-стрит (улица в Лондоне, на которой расположены резиденция премьер-министра и правительства Великобритании - прим. пер.) уже говорят об "усвоенных уроках".
Лорд Батлер давно уже неодобрительно отзывается об очевидном неуважении премьер-министром должного порядка работы в Уайтхолле (Whitehall - дворец, где находится резиденция правительства Великобритании - прим. пер.). Я думаю, он неодобрительно относится к панибратским отношениям между главами спецслужб и внутренним кругом обитателей Даунинг-стрит. Секретам никогда не следует придавать политическую окраску. Основания для решения Генерального прокурора Соединенного Королевства объявить этот конфликт (в Ираке) легальным, надо полагать, будут подвергнуты особенно пристальному изучению. Равно как и то, как английские спуки (spook - сотрудник секретной службы - прим. пер.) и политики обращались с информацией Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США.
Все это так, как должно быть. Я никогда не разделял мнения, что политики изобрели угрозу от Ирака. Не верю я и тому, что разведывательные ведомства сфабриковали данные об угрозе. У г-на Блэра было множество причин для того, чтобы воевать с Ираком, однако он возложил слишком большую часть ноши принятия решения на фактор непосредственной угрозы от иракских программ разработки ОМП. Как выяснилось, запасов химического и биологического оружия в Ираке просто не существовало, а его ядерная программа была скорее сильным желанием, нежели реальной действительностью.
С учетом вышесказанного я бы удивился, если бы лорд Батлер сумел до конца разрешить все существующие напряженности между тем, что полагали достоверным до войны, и тем, что стало известно после нее. Задолго до того, как г-н Буш-младший пришел в Белый дом, не говоря уже о том, что это было до того, как он принял решение о вторжении в Ирак, английская разведка держала под своим контролем сложную иракскую программу закупок оборудования для производства химического и биологического оружия. Не приходится сомневаться, что информация об этом была несовершенной. Но такова природа разведки. В этом заключается тест для доклада комиссии. Если в ретроспективе невозможно полностью объяснить, что именно пошло не так в вопросе Ирака, то как могут разведывательные ведомства и политики разобраться с возможными будущими членами ядерного клуба? Или, что, в будущем мы должны дожидаться, когда в небо взметнется гриб ядерного взрыва?