Москва является самым горячим рынком недвижимости в Европе, так как российским нефтяным деньгам просто некуда больше деваться. Положение банков неустойчиво, рынок ценных бумаг напоминает казино, и поэтому деньги устремляются в собственность. С 2002 года цены поднялись на 60 процентов. Один московский агент по недвижимости рассказывает о покупателях, приносящих толстые пачки наличных денег, по 100000 долларов США, и покупающих квартиры не глядя, полагаясь только на цветные проспекты. "Главным образом это люди с Крайнего Севера, где находятся нефть и бриллианты", - говорит риэлтор.
Одним из результатов данного процесса стало разрушение жемчужин архитектуры 850-летнего мегаполиса. Более 400 зданий были разрушены с 1992 года, когда мэр Юрий Лужков занял свой пост и открыл центр Москвы для застройщиков. Еще восемьсот старых зданий стоят в очереди на возможное признание негодными к проживанию, в том числе и построенные в 1920-х годах в стиле конструктивизма. Темпы уничтожения растут вместе со слухами о том, что болезнь или разногласия с Кремлем могут прервать срок пребывания Лужкова на посту мэра. Сам он оправдывает разрушение старых зданий тем, что "иногда копия лучше оригинала".
Новые здания часто сооружаются в кичевом стиле, известном как "лужковское барокко". Возвышающийся "Триумф-Палас", самое высокое жилое здание Европы, вызывает воспоминания о массивном неоготическом стиле позднего сталинизма. В городе в настоящее время начинается строительство кольца из 60 жилых зданий, многие из которых будут выглядеть в том же стиле "неосталинизма".
Защитники памятников старины связывают это строительство с городской мэрией и с женой мэра, Еленой Батуриной. Она является богатейшей женщиной России, российское издание журнала "Forbes" оценивает ее состояние в 1,1 миллиарда долларов США. Она контролирует главную составляющую любого строительства - цементные заводы - и имеет возможность вести строительство на половине доступных московских площадок, говорят риэлторы и застройщики. Сама Батурина на просьбы об интервью не ответила.
В Москве действуют жесткие законы по сохранению памятников старины - на бумаге. На практике же существует много способов обойти закон. В прошлом месяце прокуратура обвинила высокопоставленного городского чиновника в получении взяток в обмен на принятие нужного решения на открытых аукционах. Однако в настоящее время растет негативная реакция на происходящие события. После того, как подозрительный пожар в марте месяце уничтожил построенный в 17 веке Манеж, московские и международные защитники памятников старины стали организованными, как никогда ранее.
Группа иностранцев в прошлом месяце организовала Московское общество по сохранению архитектурных ценностей. А приход в Москву крупных иностранных застройщиков, таких как, например, "Tishman Speyer", придает некоторым московским защитникам старины уверенности. "Международные застройщики не считают исторические здания угрозой. Они видят в них возможность для повышения ценности вновь возводимых домов", - говорит Сергей Рябокобылко, глава консалтинговой компании в области коммерческой недвижимости "Стайлз энд Рябокобылко". Однако в условиях, когда нефтяные деньги продолжают течь в Москву, им придется действовать быстро, чтобы спасти городское наследие от разрушения.