Два случая обезглавливания заложников иракских террористов - одного американца и одного корейца - говорят о возвращении к нам из темного прошлого одного из забытых видов казни: отрубания головы. Антропологи утверждают, что в основе обезглавливания нередко лежат религиозные мотивы. Иракские террористы отрубают голову своим заложникам во имя Аллаха.
Похоже, что большинство антропологов придерживаются одного мнения: люди обезглавливают своих врагов из религиозных соображений. На заре Человечества это означало, что приговоренный к смерти должен был лишиться не только самой жизни, но и своей сущности, которая, согласно воззрениям наших предков, была сосредоточена в лике человека.
Идущая сегодня в Ираке война извлекла из самых темных глубин Истории обычай отрубать головы, который не просто превращается в смертоносное зрелище, но и будоражит мнение мирового сообщества. В отличие от предыдущих столетий, называющие себя приверженцами Ислама террористы используют обезглавливание врага в качестве оружия пропаганды. Сегодняшние палачи стремятся к тому, чтобы об их зверствах узнало как можно больше людей по всему земному шару. Но головы рубили еще в доисторические времена, и уже тогда эта казнь несла в себе определенный религиозный смысл. Антропологи в таком случае обычно говорят о лишении врага его сущности.
Отголоски тех доисторических обычаев можно встретить в описании казней, которые в эпоху Средневековья проводились на Балканах и широко применялись, должно быть, в свое время фракийцами - этническими предшественниками болгар. Возле места казни ставился чан, в котором был разожжен огонь: вид этого костра должен был привести казнимого в состояние полнейшего отчаяния, потому как он понимал, что его отрубленная голова полетит прямиком в пламя, что означало не только лишиться жизни, но и быть приговоренным к вечному забвению.
Обезглавливания были очень распространены и в Древней Греции, где страшным кощунством считалось нарушение бытовавшего в те времена убеждения о физической целостности человеческого существа. Поразительнее всего кажется тот факт, что эта казнь применялась лишь к знати. Голову отрубали ударом меча, позднее этот обычай был распространен и в Риме, где у императора Калигулы, например, находился в услужении специально обученный солдат, умевший рубить головы чисто и с первого раза.
Римляне считали обезглавливание казнью, которой были достойны лишь граждане Рима, хотя в еще большем почете находилось отравление ядом; распятие на кресте было уготовано лишь рабам и иноземцам. Римлянам очень нравилось гладить и созерцать отрубленные головы: в своих воззрениях они не придерживались никакой концепции целостности физического тела или боязни лишиться после обезглавливания своей сущности. Тем не менее, если римским аристократам предоставлялась свобода выбора, они чаще всего отдавали предпочтение яду.
Эта распространенная в греко-римском мире идея о благородстве обезглавливания была характерна и для других стран, таких как, к примеру, Персия, где позорным считалось насаживание на кол. Подобное воззрение сохранилось и в Средневековой Европе, где головы отрубали лишь представителям знати, а к виселице приговаривались только простолюдины. К тому моменту люди уже верили, что сущее человека находится в его душе, которая, свою очередь, пребывает в сердце, а не в его облике.
Созерцать и гладить отрубленные головы нравилось не только римлянам, так, например, известно, что индейцы хибаро рубили головы своим врагам, высушивая их затем до размера бильярдного шара. Также некоторые начальники фашистских концлагерей были знакомы с техникой мумифицирования, которую использовали хибаро, а, возможно, придумали свою: но факт остается фактом - они высушивали головы отравленных газом заключенных, чему есть множество доказательств.
За много столетий до событий второй мировой войны обезглавливание стали применять в Англии, этот обычай принес туда нормандский герцог Вильгельм Завоеватель, а первым казненным - в 1076 году - стал некий Атэольф (Atheolf), судя по имени англосакс.
Средневековый топор
В эпоху Средневековья обезглавливание обычно совершалось топором, хотя были и исключения - в Шотландии головы всегда рубили мечом. Также и Анна Болейн - вторая жена 'Синей Бороды' королевских кровей, монарха Генриха VIII, была казнена мечом, для чего специально из Франции пригласили лучшего знатока своего дела: король настаивал, чтобы голова ставшей неугодной ему жены была отрублена одним махом, без каких-либо неприятных эксцессов.
Король французский Генрих IV, вознамерившийся, во что бы то ни стало искоренить дуэли, не придумал ничего лучше, чем отдать следующий приказ: каждый раз, когда двое аристократов отправляются на дуэль, их должен сопровождать палач, имеющий наготове плаху и топор, которым затем требовалось отрубить голову наиболее удачливому из соперников. При этом дуэлянт-победитель обязывался оплатить услуги палача полностью и вперед. Разумеется, во времена правления этого монарха дуэли практически исчезли.
В Англии, которая практически всегда и во всем была первопроходцем, аристократов начали казнить через повешение в XVII-м столетии. Предателей - в XV-м. После повешения казненным рубили голову, одновременно с чем отрезали конечности, вспарывали живот, поджигали вываливавшиеся оттуда внутренности и отрубали половой член. Последняя подобная казнь состоялась над неким, обвиненном в предательстве, человеком в 1805 году, хотя от обезглавливания как обычного способа лишить жизни приговоренного отказались еще раньше - в 1745 году.
Обезглавливание при помощи меча также было распространено и в Азии: в Китае подобная практика просуществовала вплоть до середины первой четверти прошлого века. На смену ей пришел расстрел, к которому китайские власти и продолжают прибегать до сих пор. Причем приговоренных к смерти китайцев не просто обезглавливали, но и нарезали их еще не остывшие тела на куски.
Головы преступникам рубили и во многих арабских странах, и, говорят, что в некоторых местах по-прежнему сохранился обычай обезглавливать особо ненавистных и упорных злодеев, а после этого отрубать им половой член: таким образом те лишаются не только жизни, но и возможности попасть в мусульманский рай, куда, по-видимому, без полового члена вход заказан.
В прежние времена был весьма распространен обычай перебрасывать отрубленные головы врагов через стены осажденного города, чтобы деморализовать и повергнуть в уныние находившегося в обороне противника. Особенно сильным производимый эффект оказывался, если голова принадлежала жене или ребенку осажденного короля, местному высокопоставленному служителю церкви или почитавшемуся в тех местах отшельнику. В этом варварском обычае заключен и определенный религиозный смысл. Отрубленная голова священнослужителя или короля (а монархам всегда приписывались некие божественные черты, так король Людовик XIV, прикасаясь к больным произносил: 'Король касается тебя, Господь излечивает тебя') должна была натолкнуть осажденных на мысль о том, что они лишились покровительства Высших Сил, которые не остановили подобное святотатство и не воспротивились отрубанию голов - сосредоточению сущности каждого человека - стольких святых людей.
Самый известный и эффективный инструмент для обезглавливания - это гильотина, которая, к слову сказать, появилась намного раньше 6 октября 1791 года, когда в самый разгар Великой Французской Революции потребовался быстрый и чистый способ отрубания неугодных голов. В Персии этим инструментом пользовались на протяжении многих веков, а в Англии и Шотландии его применяли вплоть до XVII-го столетия. В музее столицы Шотландии Эдинбурге хранится одна из таких гильотин, называемая 'Maiden' ('Девица'). Принцип ее действия напоминал французскую гильотину, за тем лишь исключением, что нож приводился в движение рукой. В Германии гильотину именовали 'Dolabra' (секира), 'Diele' или 'Hubol', а в Италии - и лишь для знати - применяли 'Monnaia'. Последние документы, подтверждающие использование гильотины в Испании, датируются 1710 годом.
Доктор Гильотен
В определенный момент истории эта обезглавливающая машинка перестала использоваться по всей Европе, что продолжалось до тех пока врач Гильотен (Guillotine) не усовершенствовал ее, а на заседании Учредительного собрания Франции не было заслушано мнение находившегося уже на покое палача, утверждавшего, что обезглавливание мечом менее надежно и обходится дороже.
Доктор Гильотен, который, похоже, взял на вооружение идею одного механизма, использованного во время казни в Милане, в 1702 году, добавил от себя, что его гильотина уравнивает в правах всех, что соответствует духу такой революции, как французская: 'Она упраздняет ненавистную привилегию знати быть обезглавленным, в то время как простолюдины удостаивались лишь виселицы. Теперь все будут равны перед правосудием'. В самом начале еще высказывались некоторые возражения: мол, смерть человека на гильотине не будет мгновенной. В качестве доказательства приводили пример с казнью Шарлотты Корде: когда палач поднял для всеобщего обозрения голову казненной Шарлотты и дал ей пощечину, она, якобы, зарделась от возмущения, словно не была мертва.
Сначала гильотину именовали 'Louisette' или 'Petite Louison', но вскоре, к великому негодованию доктора Гильотена, которому мешала такая смертоносно бессмертная слава, и в народе, и в официальных документах распространилось современное название гильотины. Сам Гильотен, о котором ходила шутка, что он умер на гильотине, в действительности скончался естественной смертью в 1814 году, расстраиваясь, что его имя увековечено в названии усовершенствованного им механизма.