Из-за ошибок, допущенных в связи с иракской войной и неспособностью предотвратить теракты 11 сентября, деятельность шпионских ведомств США постоянно становится объектом дотошного разбирательства. В докладе сенатского Комитета по разведке, публикация которого ожидается в ближайшее время, будут более детально описаны ошибки, совершенные американской разведкой в Ираке, а затем она снова окажется в центре внимания в связи с распространением доклада комиссии, занимающейся расследованием событий 11 сентября.
На следующей неделе, после опубликования доклада лорда Батлера (Lord Butler) с анализом разведданных о наличии у Ирака оружия массового поражения, аналогичный 'разбор полетов' ожидает и британские разведслужбы.
Сейчас, когда их архивы подвергаются тщательному исследованию, можно сказать, что разведки двух стран, в какой-то степени, 'повязаны' общей судьбой. Хотя в 2002 г. их оценки угрозы, исходящей от Ирака, не во всем совпадали, они обменивались огромным количеством первичной информации и тесно сотрудничали в ее анализе. Так что трансатлантическое сотрудничество в области разведки неизбежно станет объектом пристального изучения.
По словам Томаса Пауэрса (Thomas Powers), специалиста по истории американской разведки, тесное сотрудничество между разведслужбами Британии и США 'помогло президенту Бушу и премьер-министру Тони Блэру выстроить аргументацию в пользу войны с Ираком, одновременно защищая их от 'неудобных' вопросов'.
Во многих отношениях американо-британское сотрудничество в сфере разведки является важнейшим аспектом так называемых 'особых отношений' между двумя странами. Интенсивность этого сотрудничества часто вызывает немалое раздражение у разведслужб стран-партнеров Британии по Европейскому союзу. Правительства этих стран утверждают даже, что маниакальное внимание Британии к своему заокеанскому партнеру препятствует обмену разведданными между самими европейскими государствами - а такой обмен приобрел особую важность в свете мартовских терактов в Мадриде. Однако у британцев отношения с Вашингтоном пользуются явным приоритетом. По международным меркам бюджет британской разведки довольно велик, однако он составляет всего 5% от расходов США на аналогичные цели. Благодаря связям с США правительство в Лондоне получает море информации, к которой в противном случае не имело бы доступа. Особенно это касается радиоэлектронной разведки - прослушивания многочисленных объектов по всему миру с использованием сети спутников, компьютеров и другого высокотехнологичного оборудования.
Кое-кто в Британии скептически относится к вопросу о полезности этого альянса для страны, однако еще со времен второй мировой войны центральным элементом британской стратегии является обеспечение и поддержание сотрудничества с разведкой США на высоком уровне.
Некоторые бывшие или действующие сотрудники британской разведки утверждают, что, будучи 'младшим партнером' в сложной системе взаимоотношений, Великобритания прилагает больше усилий, чем США, чтобы сохранить эти контакты и доказать американским партнерам свою полезность. 'В разведке добрую репутацию труднее приобрести и легче потерять, чем в любой другой сфере', - заявил недавно на одной конференции в Оксфорде Майкл Хермэн (Michael Herman), отставной сотрудник разведки, работавший ранее в Центре правительственной связи Великобритании (ЦПС) [(GCHQ) Government Communications Headquarters - ведомство, отвечающее за радиоэлектронную разведку - прим. перев.].
Другие эксперты, однако, имеют иной взгляд на эту проблему. 'Это отношения между лакеем и хозяином', - утверждает Кис Вибс (Cees Wiebes), профессор сравнительной политологии из университета Амстердама. Щедрой рукой предоставляя информацию американцам, Британия проявляет куда больше 'скаредности', когда дело касается европейских партнеров. 'В 2001 г. голландцы чуть было не порвали все контакты с британским ЦПС, поскольку тот отказывался делиться с ними [информацией]', - отмечает он.
А что же выигрывает Вашингтон от поддержания контактов со своим 'младшим партнером' - Великобританией? За возможным исключением израильской разведки, отношения с британскими спецслужбами представляют для США наибольшую важность, утверждают американские эксперты. Сотрудник вашингтонского Архива национальной безопасности (National Security Archive) Джеффри Ричелсон (Jeffrey Richelson), отмечает: 'Они 'очень важны' - вот одна из возможных формулировок. Можно сказать и по другому: если бы эти отношения вдруг прервались, разведывательному потенциалу США был бы нанесен весьма существенный ущерб'.
Контакты между разведками осуществляются на целом ряде уровней, но в основном сотрудничество идет по линии аналогичных ведомств по обе стороны Атлантики. Так, для Агентства национальной безопасности (АНБ) (National Security Agency), главного ведомства США, отвечающего за электронную разведку, основным британским партнером является ЦПС. Секретная разведслужба Великобритании, известная под названием MI-6, связана прежде всего, но не исключительно, с Центральным разведывательным управлением, а Служба безопасности (MI-5) - с Федеральным бюро расследований, а также с ЦРУ.
По словам британских официальных лиц, новый Объединенный аналитический центр по проблемам терроризма (Joint Terrorism Analysis Centre) со штаб-квартирой в Лондоне - в его штате числятся 100 сотрудников из десяти правительственных ведомств - считает приоритетной задачей тесное сотрудничество с Центром по координации информации об угрозе терроризма (Terrorist Threat Integration Center), созданным в прошлом году в Вашингтоне.
Но именно в области радиоэлектронной разведки масштабы сотрудничества особенно велики. 'Два ведомства по радиоэлектронной разведке работают почти - но не совсем - как филиалы единой транснациональной корпорации в отдельных странах', - замечает г-н Хермэн, бывший сотрудник ЦПС.
Взаимоотношения в этой сфере определяются секретными соглашениями, заключенными в 1948 г. - обычно их называют 'Соглашением Ukusa' [от английских аббревиатур 'Соединенное Королевство-Соединенные Штаты Америки' - прим. перев.] - которые предусматривают также участие Канады, Австралии и Новой Зеландии. Соглашение касается не только обмена разведданными, но и введения единых стандартов безопасности, разделения труда в области сбора радиоэлектронных данных и совместного использования оборудования.
Между ЦПС и АНБ налажен масштабный обмен сотрудниками - обычно такие командировки продолжаются три года. 'Мы реально объединяем усилия: американцы, работающие здесь, являются неотъемлемой частью нашей команды, - отмечает один сотрудник ЦПС. - Но эти отношения - не нечто само собой разумеющееся. Они обусловлены самыми что ни на есть прагматичными деловыми соображениями. Американцы находятся здесь не для того, чтобы субсидировать или 'подкармливать' нас, и не для того, чтобы руководить нашей деятельностью. Речь идет о взаимной поддержке'.
Обмен разведданными не происходит автоматически, но между британскими и американскими органами радиоэлектронной разведки он осуществляется в более широких масштабах, чем между их коллегами в сфере агентурной разведки. Материалы, полученные с разведывательных спутников США, не поступают автоматически в общую систему. Однако некоторые данные - скажем собранные через систему 'Эшелон', направленную на перехват сообщений, передаваемых через коммерческие спутники связи, и позволяющую отбирать нужную информацию с помощью специальных 'ключевых слов' - как утверждают специалисты, доступны всем странам-участницам Ukusa.
Столь тесное взаимодействие порой приводит к парадоксальным результатам. Возьмем, к примеру, Суэцкий кризис 1956 г., когда Франция, Британия и Израиль вторглись в Египет, несмотря на резкие возражения США. 'Великобритания продолжала передавать информацию американцам, хотя те и подвергали ее действия критике, одновременно отказывая в таком обмене своей союзнице - Франции, а США своевременно снабжали Британию данными аэрофотосъемки с самолетов U-2, позволявшими оценить эффективность бомбовых ударов Королевских ВВС по аэродромам в Каире', - рассказывает один бывший сотрудник британской разведки.
Как утверждается в недавно рассекреченном докладе Центра по истории шифровального дела при АНБ, 'несмотря на двуличное поведение британцев накануне и в ходе Суэцкого кризиса, временная размолвка между союзниками не отразилась на нашей взаимозависимости в области радиоэлектронной разведки'.
И все же, как утверждает Мэттью Эйд (Matthew Aid), американский специалист по радиоэлектронной разведке, 'США без колебаний 'наказывали' своего ближайшего союзника, когда это представлялось им политически целесообразным или необходимым'. В частности, по его словам, Британия несомненно подверглась бы 'наказанию', если бы г-н Блэр отказался следовать в русле политики Джорджа Буша-младшего по Ираку.
Это относится и к другим партнерам Вашингтона по Ukusa. В 1985 г. рейгановская администрация прервала официальное сотрудничество в области радиоэлектронной разведки с Новой Зеландией из-за антиядерной позиции этой страны (впрочем, контакты были быстро и без лишнего шума восстановлены). По утверждению профессора Вибса из университета Амстердама, после того как Канада в 1991 г. намекнула, что может выступить против войны в Персидском заливе, ей перекрыли доступ к информации, собранной американской радиоэлектронной разведкой, но когда Оттава в конечном итоге решила поддержать военную акцию, положение нормализовалось.
В 1990х гг., по словам г-на Вибса, клинтоновская администрация ограничила обмен разведывательной информацией с MI-6 и ЦПС, поскольку Билл Клинтон обиделся на Британию за поддержку, оказанную в ходе президентских выборов его противнику Джорджу Бушу-старшему.
В своей книге 'Разведка и война в Боснии 1992-95 гг.' ('Intelligence and the war in Bosnia 1992-5'), г-н Вибс приводит данные и о разногласиях, возникших между Вашингтоном и Лондоном по боснийскому вопросу, в связи с чем американцы вновь ограничили поток информации, поступающей от них в ЦПС, с точки зрения количества, качества и своевременности.
Американцы, давшие, как сообщает Вибс, 'зеленый свет' на тайные операции Ирана по снабжению оружием боснийских мусульман, считали, что командующий силами ООН в Боснии британский генерал Майкл Роуз (Michael Rose), слишком сочувствует сербам, и даже поставили его офис на 'прослушку'. По словам г-на Эйда, АНБ также беспокоила 'утечка' из штаб-квартиры генерала Роуза совершенно секретных материалов, которые в конечном итоге оказывались в Белграде.
Взаимоотношения разведслужб омрачались и по другим причинам. За последние 50 лет ЦПС все больше превращался в 'младшего партнера' - он просто не мог в финансовом отношении 'поспевать' за США, которые вкладывали огромные средства в новые технологии, необходимые для прослушивания быстро растущей системы глобальных телекоммуникаций.
Генерал -лейтенант Уильям Одом (William Odom), возглавлявший АНБ в 1985-88 гг., подвергал британцев резкой критике за стремление 'проехаться на дармовщинку'. После выхода в отставку он заявил в интервью британскому репортеру: 'Это, мягко говоря, весьма неравное партнерство. Британцы ведут такую игру - выкладывают на стол одну карту, а затем требуют себе все деньги на кону'. И далее: 'Сегодня это дело требует очень больших вложений, а у Британии таких средств нет'.
Эта же тема неоднократно всплывала после того, как финансовые ресурсы и штат ЦПС были сильно урезаны в результате бюджетных сокращений после окончания Холодной войны. В секретной записке, составленной в 1999 г. Ричардом Тэйлором (Richard Taylor), бывшим заместителем директора АНБ по оперативной деятельности, проводилась аналогия между отношениями в рамках Ukusa и в военной сфере. '[Американским] военным становится все труднее действовать в рамках коалиций, поскольку мы быстрее, чем наши партнеры продвигаемся вперед, как в области технологии, так и в развитии военной доктрины. Партнерам очень трудно поспевать [за США]. И эта тенденция только усиливается', - говорилось в записке.
Однако, как утверждает г-н Эйд, эта точка зрения уже не преобладает в Форт-Миде, штаб-квартире АНБ. 'Готов дать вам любые гарантии - если некоторые когда-то и придерживались такого мнения, то теперь оно давно забыто или прочно положено под сукно'.
Одна из причин этого - взрывной рост в сфере телекоммуникаций: за 1990е гг. количество перехватов увеличилось в несколько сот раз. К середине 1990х гг. аппаратура АНБ за каждые три часа могла собрать столько материала, что его хватило бы, чтобы заполнить все хранилища Библиотеки конгресса. По мере 'разбухания' массива собираемых данных процент перехватов, обработанных специалистами АНБ, начал резко снижаться. Как выразился один сотрудник АНБ, с которым г-н Эйд имел возможность побеседовать, у этого ведомства было полно 'игрушек' - спутников, компьютеров и другого оборудования для сбора информации - но не хватало 'ребят', чтобы в них играть - людей, способных обработать и проанализировать перехваченные сообщения.
К тому моменту, когда директором АНБ стал генерал-лейтентант Майкл Хейден (Michael Hayden), ведомство, по выражению г-на Эйда, просто 'тонуло' в информации. Генерал Хейден выступил с идеей перестроить отношения с ЦПС и другими партнерами по Ukusa, таким образом, чтобы те помогали с обработкой данных.
Недавно ЦПС доказал свою незаменимость для АНБ даже в техническом плане. 24 января 2000 г. в работе мощных компьютеров АНБ произошел катастрофический сбой - по официальной версии, связанный с программной аномалией в инфраструктуре связи - в результате которого ведомство на трое с лишним суток лишилось возможности обрабатывать разведданные. Тогда, как отмечается в докладе одного из комитетов Палаты общин, ЦПС взял на себя значительную часть этой работы.
'ЦПС удалось 'собрать головоломку по частям' и сообщить АНБ о поступлении некоторых крайне важных материалов, которые в противном случае были бы утрачены', - говорит г-н Эйд.
После 11 сентября 2001 г., из-за наличия у британцев уникальных специалистов в тех областях, где США испытывают 'кадровый голод' - к примеру, превосходных знатоков арабского языка - ЦПС, судя по всему, по-прежнему остается ценным союзником для американских разведслужб. ЦПС - признанный партнер АНБ в его деятельности на Ближнем и Среднем Востоке, утверждает г-н Эйд, отчасти потому, что Британия обладает 'более качественными специалистами, лингвистами и более развитыми связями в регионе'.
И все же польза контактов с Британией подвергается в США сомнению всякий раз, когда англичане допускают утечку секретной информации. 'Болезненные' аспекты тайного партнерства с американцами 'отнимают у нас все силы', как выразился один британский чиновник. Когда сотрудница ЦПС Катарина Ган (Catharine Gun), передала прессе записку, содержавшую сведения о тайной операции по прослушиванию разговоров членов Совета Безопасности ООН - ее содержание было опубликовано в газете 'Observer' 31 января прошлого года - руководству Центра пришлось сильно понервничать. По словам британских официальных лиц, американцев эта утечка весьма расстроила, но они были рады тому, что ее источник удалось быстро выявить.
Беспокойство в ЦПС вызывает и резкий поворот в кадровой политике АНБ. С 1990 по 2001 г. численность его сотрудников, военных и гражданских, сократилась с 75000 до 31000 человек. Но с 2001 г. штат агентства начал быстро расти, как и бюджет американских разведслужб, и эта тенденция, несомненно, продолжится и в дальнейшем. Как утверждают представители АНБ, к 2008 г. 40% его сотрудников составят люди, принятые на работу после 2001 г.
Подобные перемены, по словам одного из сотрудников ЦПС, 'заставляют нас постоянно анализировать наши отношения и работать над их развитием'. Однако для англичан в этом есть и своя 'темная сторона': 'Пришло целое поколение новых людей, не связанных с нами общим прошлым, а потому не имеющих инстинктивного настроя на сотрудничество. Порой эти люди говорят: а с какой стати я должен делиться информацией с британцами?'
Электроника и тайны: путеводитель по методике сбора разведданных
Вопрос: Объем телекоммуникационной связи растет в геометрической прогрессии. Каким образом удается прослушивать все сообщения?
Ответ: Проблема не столько в 'прослушке', сколько в анализе огромного массива перехватов. По словам экспертов в области разведки, люди, подозреваемые в причастности к терроризму, зачастую используют цветистые, трудные для понимания выражения, а специалистов, способных их перевести, не хватает. Как утверждает Мэттью Эйд, занимающийся историей американской радиоэлектронной разведки, перехваты позволяют получать ценную информацию о деятельности террористов, даже несмотря на то, что 'объекты' все больше сознают, что за ними следят (Усама бен Ладен, например, перестал пользоваться спутниковым телефоном), а также на развитие кодированной и волоконно-оптической связи, в результате чего меньше телефонных разговоров проходит через спутники. Кроме того, некоторые террористы переходят на 'примитивные технологии', все активнее используя курьеров и коротковолновые радиопередатчики.
Вопрос: Оказывают ли США и Британия друг другу взаимные услуги, чтобы 'обойти' ограничения на прослушивание, закрепленные в их законодательстве?
Ответ: 'Это абсолютно не соответствует истине, - утверждает один из представителей британского Центра правительственной связи (ЦПС). - И ЦПС, и АНБ (Агентство национальной безопасности) действуют строго в рамках закона, и находятся под жестким надзором независимых контрольных органов. Для нас это важно и в профессиональном, и в этическом плане: мы не обманываем'.
Вопрос: Ведут ли ЦПС и АНБ прослушивание разговоров граждан собственных стран?
Ответ: Да. 'Отсеивать' сообщения настолько, чтобы избежать этого, просто невозможно, однако прослушивание этими органами телефонной связи внутри своих стран обставлено рядом ограничений. Во-первых, этому препятствует межведомственное соперничество: MI-5, имеющая официальную санкцию на прослушивание проводной связи в Британии, была бы очень недовольна, если бы ЦПС вторгся на 'ее территорию'. АНБ законом запрещено прослушивать телефонные переговоры между американскими гражданами на территории США. Однако, по словам г-на Эйда, существует подзаконный акт, где оговариваются исключения из этого правила 'при возникновении чрезвычайной ситуации общенационального масштаба или в случае письменного распоряжения министра юстиции США'. 'Может ли администрация Буша снять правовые ограничения, оберегающие частную жизнь людей? Ответ утвердительный. Но вот сделали они это, или еще нет, я не могу сказать', - утверждает он.
Вопрос: Что такое 'Эшелон'?
Ответ: Это система, действующая в рамках альянса Ukusa, связанная с установкой компьютеров на десятке станций прослушивания, разбросанных по всему миру, и перехватывающих сообщения, переданные по коммерческим спутникам связи. Как утверждается, аналитики каждой из пяти стран Ukusa - США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Австралии - могут получить доступ к собранным материалам при помощи системы поиска, основанной на ключевых словах.
Вопрос: Используется ли она для коммерческого шпионажа?
Ответ: Такое возможно, но не все сообщения по коммерческим спутникам связаны с бизнесом. В июле 1994 г. Джеймс Вулси (James Woolsey), тогдашний глава ЦРУ, заявил, что США занимаются сбором разведданных о попытках подкупа иностранных фирм и правительств, и добились в этом немалых успехов. 'Мы намерены и далее этим заниматься. Это сравнительно новое направление нашей деятельности', - отметил он. После 11 сентября 2001 г. основные усилия разведки направляются на борьбу с терроризмом, а не во второстепенные сферы вроде бизнеса. Джеффри Ричелсон из Архива национальной безопасности указывает в этой связи, что у Франции, к примеру, существует 'очень мощная программа в области экономической разведки и промышленного шпионажа', масштабы которой намного превышают все, что можно обоснованно инкриминировать 'Эшелону' в этой сфере.
Вопрос: Является ли законным прослушивание разговоров сотрудников ООН, чем США и Великобритания, судя по всему, занимались накануне войны в Ираке?
Ответ: Историк разведки Томас Пауэрс считает такую деятельность 'явно незаконной'. Однако в ООН, похоже, это никого не удивило, возможно, из-за уже имевшихся на тот момент многочисленных прецедентов. На конференции в Сан-Франциско, где и была учреждена ООН, американцы перехватывали диппочту 43 делегаций из 45, за исключением разве что Британии, и, возможно, СССР.