Менеджера, по вине которого рыночная капитализация его концерна уменьшилась бы в течение трех месяцев на 55 миллиардов долларов США, без всяких сомнений вышвырнули бы. Иначе обстоит дело с российским президентом. В частности, дело ЮКОСа со времени замораживания в апреле его счетов именно на такую сумму ослабило российский рынок ценных бумаг, тем не менее, политические наблюдатели в Москве говорят о Владимире Путине как о победителе, если концерн станет банкротом и произойдет смена собственника.
'Это усиливает политические позиции Путина', - уверен политолог Вячеслав Никонов, внук Молотова. Смена собственника, имеется в виду национализация ЮКОСа, была бы в глазах подавляющего большинства населения позитивным шагом, успешным ударом по непопулярным олигархам, говорит президент Фонда 'Политика'. 'Шумят' по поводу того, что это негативно повлияет на имидж президента, только на Западе, высказал точку зрения Никонов в разговоре с корреспондентом 'Die Welt'. Ответственность за шумную озабоченность в западных странах несет в основном ЮКОС, который за это 'заплатил'. Какое-либо компромиссное решение он в настоящий момент больше не считает возможным. Концерн лишил себя выхода, действуя под девизом: 'Мы хорошие, а Путин кровавый монстр'. Таким образом, судьба концерна была предрешена, говорит Никонов, допуская, тем самым, косвенное участие Путина в нагнетании ситуации вокруг ЮКОСа.
Публицист Юлия Латынина говорит откровеннее: 'Все, что происходит в России, делается по инициативе президента'. Он, по ее словам, показал всем собственникам, 'что их собственность принадлежит им условно, в частности, так долго, как это определят Генеральная прокуратура и президент'.
Этого урока на основе отдельно взятого дела хотели, он укрепляет личную власть главы Кремля, считает Латынина. Она, между тем, уверена, что для главы Кремля играли роль и личные мотивы. Она напоминает о встрече олигархов с президентом в Кремле. Тогдашний глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, воспользовавшись случаем, пожаловался на коррупцию в государственном аппарате и предложил рецепт, как обустроить Россию. 'Это было воспринято как личный вызов, как личное оскорбление'. Ксения Юдаева из московского Центра Карнеги (Carnegie) говорит даже о 'личной мести'.
Собственно, победителями в схватке за собственность концерна ЮКОС оказываются, между тем, 'силовики' - представители армии и спецслужбы в кремлевской администрации. Путин, считает Латынина, видимо, был бы удовлетворен, если бы Ходорковский лишился контрольного пакета акций концерна. Однако в окружении президента есть люди, которые хотят 'сожрать' ЮКОС и которых Путин не может контролировать. 'Силовики' в последнее время получили власть, позволяющую им нападать на любого, кто становится на их пути. Они, говорит Юдаева, обладают сильным политическим влиянием, дело ЮКОСа позволит обрести 'им также экономическое влияние'.
'Петербургские 'силовики' одержали верх над семейным кланом Ельцина', считает Алексей Мухин, руководитель Центра политической информации. Дело ЮКОСа, по его мнению, имеет отношение к экономике лишь на первый взгляд, это политическое дело в схватке за власть в России. Семья теперь потерпела жестокое поражение, но еще имеет козырь: 'Господин Дерипаска. Он займет место Ходорковского', - пророчествует Мухин.
Олег Дерипаска, состояние которого составляет несколько миллиардов долларов США, женат на дочери зятя Ельцина Юмашева и связан с алюминиевым бизнесом.